My memories of trips

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Эмилия - Романья: Равенна, Болонья и немножко Пармы и Римини


Эмилия - Романья: Равенна, Болонья и немножко Пармы и Римини

Сообщений 1 страница 20 из 39

1

С Римини, собственно, все и началось...

В 2016 я решила закончить сезон раньше обычного, ткнулась на сайт авиабилетов, а там до Милана билеты по таки-и-им ценам на мои даты, что пришлось искать альтернативные варианты. Выбор у нас небольшой, мучиться не пришлось: еще есть прямой перелет в Рим и Римини. В римский аэропорт - только под страхом расстрела, а дорога из Римини, хоть оттуда дорога на Сицилию была ну очень кривой, все-равно показалась мне привлекательней.

На обратном пути я ночевала в Римини в маленьком симпатичном отельчике. Подошла на рецепцию попросить вызвать на завтра такси в аэропорт, где и столкнулась с земляками, пришедшими с той же целью. Такси стоило 30 евро, договорились разделить сумму пополам. В аэропорту земляки - пара лет на 10 меня старше - уже зная, что я владею языками, честно сказали: А можно мы от Вас не отстанем? Ну и сидели, ждали регистрацию и посадку вместе.

Муж посчитал нужным развлекать меня разговорами, спрашивал, где была я, потом стал рассказывать, что они отдыхали в Римини и ездили по окрестностям. Все понравилось, но больше всего Равенна. И стал показывать на смартфоне фотки. Про мозаики я знала, но вопрос серьезно не изучала, почему-то была уверена, что это будут типичные византийские, как на Сицилии. И вдруг что-то необычное зацепило глаз... У изображенных на мозаиках - не канонические византийские суровые аскетичные лица, вытянутые пропорции и бестелесность, а, наоборот, попытки индивидуального портрета, красивые богатые одежды, объемность складок плащей...

Вот так Равенна возникла в планах на следующий год.



РАВЕННА

Равенна- город, непохожий на другие итальянские города. Обычно запоминается что-то из архитектуры, можно сказать, какой период преобладает: готика, ренессанс, барокко и т.п. В Равенне (во всяком случае, в исторической части, где по кругу бегают туристы, стараясь посмотреть ВСЕ мозаики) город есть, и как бы его и нет. В памяти ничего не остается. Из более чем 250 фотографий я с трудом нашла парочку, которые можно назвать "город".

https://i.ibb.co/KVxG2KP/IMG-2802.jpg

https://i.ibb.co/GCGQCs2/IMG-2809.jpg

Вот это, например - Дуомо, кафедральный собор Равенны, уже третий собор на том же самом месте, т.е. перестроенный в середине 18 века. Поскольку я уже переела барокко и неоклассики, на меня впечатления не произвел.

https://i.ibb.co/RTCvFJF/IMG-2882-2.jpg

Домик самый обычный, это просто моя слабость - люблю вот такие опутанные ветвями фасады и стены.

https://i.ibb.co/X26RnPv/IMG-2880.jpg

Хотя иногда и попадалось интересные экземпляры. Правда, похож на карандаш? Скорее всего, там проходит каминная вытяжка...

https://i.ibb.co/qC6dVPn/IMG-2803.jpg

0

2

Intermission. Снег в Италии - это стихийное бедствие (проверено на себе)

Наша путь в Равенну пролегал из Перуджи . В Равенну мы рассчитывали приехать в обед. Встали в 5 утра, как полагается, чтобы на 6.35 сесть на прямой ИнтерСити до Болоньи. В Перудже проливной дождь: перебежав привокзальную площадь, вымокли до нитки. Слава богу, в поезде было тепло, и мы подсохли. Зато вынырнув из последнего тоннеля перед Болоньей, просто упали: все пальмы и кактусы были покрыты снегом, и огромные снежинищи падали на землю. Народ кинулся фотографировать это чудо, но они не знали, что это всего лишь цветочки!!!!

Наша электричка в Равенну отходила в 11.05, но не отошла. Погуляв (обежав) вокруг станции Болонья, с радостью забились в теплый поезд. Ritardi в расписании было уже около часа, народ набился и просто стоял в проходах, поэтому, когда поезд тронулся, радости не было предела. Ровно через три минуты что-то защелкало и затрещало, погас свет, кнопки перестали открывать двери и мы встали. Через 20 минут через все вагоны пробежал веселый итальянский мужик и что-то бодро прокричал, после чего местные завыли. На мой вопрос какой-то бородатый студент объяснил, что сейчас нас вернут назад в лоно вокзала, а потом проведут на какой-то другой поезд, потому что у этого что-то сломалось...

...где-то через полчаса какая-то дрезина реально дотащила нас до платформы, и народ толпой стал рваться наружу, и с 10 платформы все шесть вагонов воинственно побежали друг за дружкой на платформу 1est. Через все переходы, с чемоданами и сумками. Мы добрели самыми последними, когда мест уже не было совсем, потому что в этом поезде уже сидели другие пассажиры, у которых были билеты на 12.10, и их поезд просто задержали, чтобы посадить нас. Но это тоже были еще цветочки!!!

Простояли около получаса во втором поезде, и тут нам снова объявили о технических проблемах и попросили освободить вагоны. Народ уже в радостном возбуждении стал выскакивать из вагонов и снова куда-то бежать, только теперь уже в количестве толпы из 12 вагонов двух поездов. Оказалось, что в 12.52 не отъехала еще одна электричка на Равенну и снова с 10 пути. Толпа мчалась снова на 10 путь, хотя уже шел второй час.

Информации на платформе не было, все метались, и только один японец тихонько стоял со своим чемоданчиком. Сказал, что ему в справке сказали про 10 путь, он и ждет здесь. И вдруг на 9 путь пришел какой-то непонятный поезд без опознавательных знаков. Надо сказать, что все эти метания происходили при минусовой температуре и падающем крупными хлопьями снега. Вся толпа в снежном вихре через подземный переход рванула на 9 путь. Когда мы с чемоданами доползли вниз, на информационной табличке 10го пути появилась надпись "Равенна". Мы были как раз напротив лифта, поэтому вернулись на 10 платформу первыми! И этот последний поезд на самом деле привез нас в Равенну:))

0

3

Отель наш назывался Астория, и, в принципе, был хорош: у нас была большая ванная, метров 15, комната метров 20 и маленький балкончик. Снег остался в Болонье, но ноябрь - он и в Италии ноябрь: долгота дня не такая, как летом. Заселившись, мы пошли искать, где перекусить, уже в сумерках. Так что планы на первый день провалились.

На следующее утро я побежала пораньше, потому что до открытия Объектов мирового наследия ЮНЕСКО мне нужно пробежаться по обувным магазинчикам, а с приятельницей договорились встретиться уже в одной из шести точек.

Надо сказать о приятном моменте, который я люблю в итальянских гостиницах маленьких городков: на рецепции тебе дают карту городских достопримечательностей, весьма условную, но понятную даже людям с географическим кретинизмом. Так вот, такая карта показывала 6 главных точек с мозаиками: два баптистерия, две базилики и два мавзолея. Городок небольшой, все в пешей досягаемости, так что где-нибудь мы должны были пересечься.

Бегу себе по улице, смотрю, ворота городские барочные, дата римскими буквами - 1650. Уже интересненько! Значит, я в историческом центре! Оказалось, это Порта Серрата, северный вход в город. Такой же толщины, как ворота, были и крепостные стены средневекового города. А датировка, видимо, обозначает время, когда кирпичные ворота облагородили мраморной отделкой.

https://i.ibb.co/9Zhn0hY/IMG-2792.jpg

Ну, и вот он, объект номер 1 из нашего списка "must see": Арианский баптистерий - скромненькое кирпичное маленькое строеньице снаружи (vicolo Degli Ariani, 1). Надо честно сказать, что я чуть не пролетела мимо него. Какая-то дырка между домами, типа дворик, и там стоят школьники с училкой и что-то разглядывают. А что? Это, видимо, что осталось от церкви.

https://i.ibb.co/Y7M5FzV/IMG-2794.jpg

И рядом вот такое маленькое, кирпичное восьмиугольное, невзрачненькое, культурным слоем заросло за 15 веков, что нужно спускаться вниз...

https://i.ibb.co/HF81bwj/IMG-2795.jpg

Видите справа возле стульчика что-то похожее на телефон? Это автомат по продаже билетов. Кидаешь два евро, получаешь бумажку со штрих кодом, на входе мужик сканирует. Но мне не повезло (или повезло?), там что-то сломалось, и это чудо техники не хотело жрать мои деньги, поэтому добрый мужик пропустил меня бесплатно. Хотя, скорее всего, ему было лень бодаться с автоматом:))

0

4

С недоверием я заходила внутрь этого баптистерия. Если кто забыл, то баптистерий - это крестильня. А почему арианский? А не все так спокойно было в первые годы христианства.

Вот был такой пресвитер Арий в Александрии, который выступил против Триединства Отца, Сына и Святого духа, стал утверждать, приводя цитаты из Библии, что Иисус - отдельная сущность от Бога Отца.  В 318 г н.э. пришлось собирать Александрийский собор, чтобы доказать товарищу, что он еретик. Лишили сана, отлучили от церкви, но у него уже было много сторонников. По приказу императоора Константина в Никее в 325 году был созван I Вселенский собор, на котором в качестве символа веры (Никейский Символ веры) было принято учение о единосущности Сына Отцу, рождении Сына от Отца, то есть из сущности Отца. Арианство было осуждено, Арий и его сторонники изгнаны.  Не помогло. Потому что сам Константин поддержал арианское учение.  Так и пошла битва за умы по всей Европе. Догмат о Троице вырос из борьбы с арианством. А кто на Италию с севера вечно нападал и на несколько веков задерживался? Правильно, остготы, лангобарды, вандалы, которые все были арианами...Так что до конца 6 века в Равенне правили ариане, и большинство всех этих мозаичных декоров было создано в 5-6 веках ...

Арианский баптистерий в Равенне относится к началу 500 годов, воздвигнут по приказу остготского короля Теодориха Великого. Его самой яркой чертой является мозаика на потолке - сцена Крещения. Если бы я не видела такого ракурса крещенного Христа в Перудже - была бы в шоке. А так уже привычно)))) Наследие ЮНЕСКО

https://i.ibb.co/2skTW5k/IMG-2798.jpg

Что же меня шокировало? А вот сами посмотрите. Облик Христа. Он молодой, без бороды, черноволосый. И голый!!! В византийской традиции вы видели голого Христа? В Иордане? Собственно, здесь все "не такое". Голый Христос - это потому что он сотворен Богом Отцом и не равен ему. Иоанн Креститель (справа в шкуре) не льет воду на голову Христа. Вода льется из голубя сверху, что доказывает, что божественную сущность Христос получил только во время крещения. Ну, и река Иордан символически представлена мужиком в короне из крабиков и с тростником в руке...

А все остальное - как полагается. 12 апостолов идут к престолу, во главе, конечно же, с Петром и Павлом.

https://i.ibb.co/p0rt94J/IMG-2799.jpg

После того, как во второй половине 6 в. арианство было запрещено, баптистерий превратили в ораторий Санта-Мария-ин-Космедин, а с 18 в. и до начала 20 в. им владело частное лицо. К моменту начала Второй мировой войны небольшой и не слишком-то презентабельный снаружи баптистерий вплотную окружили более поздние здания, но война благополучно избавила его от этих добавлений.

0

5

Следующим в списке главных достопримечательностей значилась базилика Сан-Витале (Via Argentario, 22) и мавзолей Галлы Плацидии. По карте - минутах в 5-7 от Арианского баптистерия. По дороге попадается улица с забавными граффити. Причем граффити это декорировало ремонтные работы!

https://i.ibb.co/D82H2F5/IMG-2804.jpg

Жители Равенны - люди, понимающие юмор. Ведь правда, здорово? И уже никто не сетует на то, что позади опять строительные леса. Видимо, город готовился к 2019, когда ЮНЕСКО предложил сделать Равенну столицей искусств. (Когда читала отзывы о Равенне товарищей, посетивших город на пару лет позже меня, обратила внимание, что все эти персонажи подписаны, и это знаменитые мужи и жены, посетившие Равенну. Например, бородатый мужик с девушкой - это Гарибальди и его жена Анита.)

https://i.ibb.co/827z8Jw/IMG-2805.jpg

Юмор горожан можно найти где угодно. Ну где еще в мире, не говоря уж об Италии, вы увидите головку неандертальца или питекантропа как элемент декора? (Но позже, уже дома, когда разглядывала фотографии, подумала, что это очеловеченный лев. Как-то зубки у него на кошачьи похожи:))

https://i.ibb.co/4snDhbC/IMG-2849.jpg

https://i.ibb.co/QcNzC8k/IMG-2848.jpg

Понравился мне этот костюмчик с котиком... Думаете, это я на магазины переключилась? А вот и нет! Этот магазинчик метрах в 20 от ворот, ведущих к Сан-Витале, и именно сюда меня отправил охранник для покупки билета для осмотра базилики и мавзолея. Нормально? Вот такой необычный провинциальный город Равенна:))

https://i.ibb.co/ZB6qTKz/IMG-2810.jpg

Купив билетик, который является единым билетом для Сан-Витале, Галлы Плацидии, базилики Сант-Аполлинаре Нуово,  Православного (Неонеанского) баптистерия, Архиепископского музея и стоит 9,5 евро, я с трепетом вошла в ворота. Они похожи на северные ворота - наверное, мини-обелисками с шарами на вершине конусов.

https://i.ibb.co/yY59hzf/IMG-2811.jpg

Странная базилика, которая вовсе и не базилика! Базилика - это не просто церковь, но церковь прямоугольной формы, а эта - тоже восьмиугольная, как и Арианский баптистерий.

https://i.ibb.co/KWvKKK9/IMG-2814.jpg

0

6

И вот оно, чудо, которое можно увидеть только в Равенне...

https://i.ibb.co/qCNXq81/IMG-2834-2.jpg

А вот это центальный купол. По краям - апсиды с мозаиками 6 века (можно видеть разную сохранность мозаик в разных апсидах), а в центре - уже барочная фреска, удачно вписавшаяся в пространство.

https://i.ibb.co/gWKWqpW/image.jpg

Надо сказать, что король остготов Теодорих, сделавший Равенну своей столицей, владел всей территорией современной Италии, Сицилией и огромным куском западного побережья Адриатического моря: территориями современной Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, а также по половине Австрии и Венгрии с 493 по 526, когда он и умер в возрасте прибл. 70-75 лет. По тем временам, учитывая его профессию военачальника, хороший возраст. Его Остготское королевство было сильнейшим в Европе.

Но и сам он был не дурак, укреплял связи браками с нужными людьми. Надо сказать, что король остготов Теодорих, сделавший Равенну своей столицей, владел всей территорией современной Италии, Сицилией и огромным куском западного побережья Адриатического моря: территориями современной Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, а также по половине Австрии и Венгрии с 493 по 526, когда он и умер в возрасте прибл. 70-75 лет. По тем временам, учитывая его профессию военачальника, хороший возраст. Его Остготское королевство было сильнейшим в Европе.

Но и сам он был не дурак, укреплял связи браками с нужными людьми. Сам женился на Аудофледе, сестре короля франков Хлодвига I; выдал замуж свою сестру Амалафриду за короля вандалов; дочерей Тиудиготу – за короля вестготов, Остроготу – за королевича бургундов; племянницу Амалабергу – за короля тюрингов. Но после его смерти что-то пошло не так. Все-таки правил он с согласия и по одобрению императора Зенона Первого, а преемники Зенона Теодориха не жаловали. Арианство - по мнению Константинополя - все-таки, ересь.

И в 540 году византийский полководец Велисарий окончательно завоевал Равенну, а бывшие владения Теодориха прочно вошли в состав Византийской империи. Но попытки искоренить ересь, то бишь, арианство, начались сразу после смерти Теодориха.

https://i.ibb.co/tZ8pSmt/IMG-2824-2.jpg

И Сан-Витале - яркое свидетельство тому. Строить ее начали в 527 году, при Юстиниане Первом, назвали в честь Св. великомученика Виталия Миланского. И мозаики внутри уже не имеют и намека на арианство: все в соответствии с византийскими канонами, и только стиль и техника исполнения мозаик все-таки равеннские, не греческие, деланы явно местными мастерами...Восьмиугольная форма храма, построенного из красного кирпича, никак не византийская базилика, а, скорее, круглый раннехристианский храм.

https://i.ibb.co/qDjHJQh/44444.jpg

0

7

Когда входишь внутрь, то огромная снаружи церковь вдруг превращается в несколько уютных помещений. Огромное множество арок, сводов, парусов, световых окон в неожиданных местах, темнота, где должно быть светло, и переливающийся свет там, где обычно в храме темновато, - все это превращает обычные мозаики (547 г.) в нечто искрящееся, переливающееся, таинственное. Сейчас мы сказали бы - волшебство, а раньше говорили - божественное преображение пространства...

Вот этот уголок церкви называется апсида. и первое, что мы там видим - это Христос Эммануил (в православной традиции - Спас Эммануил), и очень редкий у нас, кстати. Он сидит на сфере земной.

https://i.ibb.co/CMW8ZMG/IMG-2821-2.jpg

Левой рукой он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы св. Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар модель основанной им церкви. Из скалистой почвы, усеянной лилиями, вытекают четыре тайных реки, которые символизируют четыре Евангелия.

https://i.ibb.co/PTP9Nbq/image.jpg

Спас Эммануил - это Христос-отрок. И такой образ Спасителя впервые появился как раз в Сан-Витале! Напоминаю, что это - 6 век, мозаики датируются 547-548 годами, не раньше и не позже. Работала большая артель мастеров мозаичистов. Специалисты различают участки, которые выполняли опытные мастера, знакомые со столичными (константинопольскими) стилями и техниками, и такие, которые делали ученики мастеров, которые украшали уже знакомый нам Арианский баптистерий. А мне все нравится! Вот посмотрите, разве это не прелесть?

https://i.ibb.co/Vmyr36W/IMG-2823-2.jpg

Справа у нас Авраам пытается отсечь голову рóдному сыну, никакого ангела, останавливающего руку, как у Рембрандта. Зато барашек уже появился у ног преданного богу и тянет за подол туники старика...

В центре - три ангела, ждущие трапезу у Авраама. А слева, надо полагать, Сам Авраам несет жареного поросеночка (ну не похож он на теленочка!)

Еще могу прочитать, что выше слева - пророк Иеремия, а справа - сам Моисей. Вот какая я умница!

0

8

А на своде меня заинтересовало белое животное. Сначала я подумала, что это лошадь или единорог. При изучении вопроса оказалось, что это Агнец Божий, ягненок.

https://i.ibb.co/5KSwyZt/IMG-2832-2.jpg

Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон. Для их исполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, которым дали столичные образцы. Это должны были быть царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования. Такие портреты обычно включали в себя фигуры императора и императрицы с ближайшей свитой. В Равенну могли попасть и другого типа композиционные схемы, применявшиеся при изображении императорской четы во время торжественных выходов, когда она приносила драгоценные дары какой-нибудь церкви. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача: создать на основе таких столичных образцов оригинальные композиции, которые передавали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей. Это написал наш известный специалист по Византийскому искусству В.Н. Лазарев.

Вот Юстиниан со свитой. Максимиан - это епископ, а императорская особа, конечно же, в центре с золотым нимбом.

https://i.ibb.co/VjdzBpk/IMG-2826-2.jpg

https://i.ibb.co/nCfQ0x5/IMG-2825-2.jpg

А вот и красавица Феодора

https://i.ibb.co/GsQnPMg/IMG-2828-2.jpg

Головушка идет кругом, все очень высоко:))

Выходим из базилики, идем искать мавзолей Галлы Плацидии. Он в полусотне метров от базилики. Какой же он малюсенький по сравнению с базиликой! Фото сделано ровно посередине между Сан-Витале и Галлой.

https://i.ibb.co/41YKKYv/IMG-2839.jpg

https://i.ibb.co/rQNtB15/IMG-2837.jpg

По счастливому стечению обстоятельств Равенну отстраивали и одаривали Гонорий, Галла Плацидия, Валентиниан III, Одоакр, Теодорих, Юстиниан. И получилось так, что на ее почве сохранился уникальный ансамбль памятников мозаического искусства V–VII веков, равного которому мы не имеем ни в одном другом городе мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. (В.Н. Лазарев)

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии - самые старые из равеннских - это вторая четверть V века. Мавзолей носит имя Галлы Плацидии (388-450), дочери римского императора Феодосия Великого, жена вестготского короля Атаульфа и регентши Западной Римской империи во времена малолетства сына, будущего императора Валентиана Третьего.  Но сама она никогда в этом мавзолее не покоилась. Историки считают, что первоначально мавзолей был капеллой дворцовой церкви Санта Кроче, построенной Галлой. Эта капелла была посвящена Св. Лаврентию, который очень почитался в семье Галлы. Как только мы входим - прямо напротив видим мозаику, где изображен идущий на муки Лаврентий.

https://i.ibb.co/C56H0Bd/IMG-2840-2.jpg

0

9

Мавзолей крестообразной формы, с маленькими окошечками, поэтому видно не очень хорошо. Конечно, никакой перспективы, ни прямой, ни обратной, все наивненькое, как на детском рисунке, но...Посмотрите, с каким знанием дела выложены складочки туники мученика, несущего крест. Латинский, кстати. Экспрессию лица мне разглядеть не удалось, но итальянские искусствоведы считают, что по технике исполнения этой экспрессии лица и складок одежды можно предполагать, что это работа высококвалицицированного мастера из Константинополя. По константинопольским же канонам слева в раскрытом шкафчике видно все 4 евангелия - можно прочитать имена апостолов. То есть, Лаврентий пошел на муки осознанно, зная учения Христа и подражая ему.

А вот остальные мозаики считаются работой местных мастеров. А мне очень понравились мозаики купола и сводов - звезды на темно-синем фоне на куполе и цветки разной формы на сводах..

Если подойти к Лаврентию, можно увидеть мозаику над входом. Это сцена Христа -Доброго Пастыря. Христос из скромного эфебообразного юноши превратился в царя небесного, подобно императору восседающего в величественной позе: он опирается о золотой крест, на нем золотой хитон с голубыми клавами, поверх колен наброшен пурпурового цвета плащ.

https://i.ibb.co/xGDNG3W/IMG-2841-2.jpg

Византия все перекраивает под себя, даже скромность Христа-пастыря:))

https://i.ibb.co/Xyp4Xjf/image.jpg

0

10

Бросаем еще один взгляд на мавзолей Галлы Плацидии и бежим дальше.

https://i.ibb.co/rQNtB15/IMG-2837.jpg

Но далеко убежать не пришлось. Сначала взгляд зацепился за необычную колокольню Сан-Витале: она же круглая! Все кампанилы, которые мне попадались и в Тоскане, и в Венето, и в Ломбардии - были квадратными, а в Равенне кампанилы - круглые!

https://i.ibb.co/Hd5ZX1t/IMG-2816.jpg

А потом заинтересовали барельефы на здании, примыкающем к кампаниле: грифоны и траурные чаши...

https://i.ibb.co/dPFr6qL/IMG-2818.jpg

Во дворе стояли саркофаги, которые раньше были в крипте собора и мавзолее Галлы. Временно ли их вынесли или навсегда? Выяснить было не у кого. Так что просто посмотрели.

https://i.ibb.co/SXd9Y3f/IMG-2815.jpg

А этот - просто красавец. Украшен павлинами, символами бессмертия, а с другой стороны - агнцы с крестом...

https://i.ibb.co/LNWsPYy/IMG-2819.jpg

Следующим по ходу был Православный или Неонеанский баптистерий. По дороге через Порта Адриана.

https://i.ibb.co/2nLwgZk/IMG-2844.jpg

По дороге попадалось много барочных церквей: церковь Св. Эуфимии 18 века, построенной на фундаментах раннехристианского храма (Via Gian Battista Barbiani)
Несколько лет назад при ремонте там обнаружили мозаичные полы эпохи Теодориха. Пускают посмотреть за 4 евро.

https://i.ibb.co/brJ1jMs/IMG-2845.jpg

Церковь Св. Иоанна и Павла, или церковь Ангелов-Хранителей, тоже переделка 17-18 веков на фундаментах храма 6 века. Зато круглая кампанила 9 века сохранилась! (угол Via Cura и Via Massimo D'Azeglio)

https://i.ibb.co/xXHTHpD/IMG-2846.jpg

0

11

Но, не дойдя до своей цели, я вдруг вышла на площадь Джона Кеннеди, где соблазнилась на выставку, посвященную современному состоянию равеннской мозаики.

https://i.ibb.co/Y8dnnzR/IMG-2861.jpg

https://i.ibb.co/5jzHcn5/IMG-2851.jpg

И не пожалела! Это было то, что я люблю в Италии: маленькие выставки или галереи не собирают публику, а потом экскурсовод рассказывает. Западный индивидуализм иногда дает и хорошие плоды. И здесь было именно так. Можно было зайти в маленький зал, и посмотреть фильм об истории мозаики с древнейших времен до наших дней, рассказанной с экрана современными мастерами-мозаичистами Равенны, а потом погулять по выставочным залам, разглядывая экспонаты.

Прохожу в вестибюль

https://i.ibb.co/wgPvqjK/IMG-2852.jpg

https://i.ibb.co/StPdJLQ/IMG-2860.jpg

На сегодняшний день, оказывается, Равенна - единственный центр в Италии, где готовят мастеров-мозаичистов. Эта школа работает с 1969 года, в год набирают не больше 8 человек. Потом они все обеспечены работой на всю оставшуюся жизнь и работают по всей Италии. Кто-то доучивается на реставратора, а кто-то становится специалистом по микромозаике. Забавно, что выслушав более 30 кратких рассказов -презентаций я насчитала всего тройку мужчин. Все остальные - женщины!

Мозаичисты Равенны украшают не только здания, но и делают мозаики из драгоценных камней, украшающие часы, браслеты, заколки и т.п. Стоит, это, конечно, заоблачно, список покупателей приводится, но перечислять не буду

https://i.ibb.co/Jq1ggty/IMG-2853.jpg

https://i.ibb.co/cvdfJ6J/IMG-2854.jpg

Часы настольные

https://i.ibb.co/68XpMqq/IMG-2858.jpg

Императрица Феодора из Сан Витале, если кто не узнал. Хотите такую подвесочку?

https://i.ibb.co/zJdw3NB/IMG-2855.jpg

Рядом с пл. Кеннеди - ботанический сад Giardini Rasponi, известного в городе семейства. Понравились бабушка с внучкой и собачкой. Я их и запечатлела.

https://i.ibb.co/nP4D9Gw/IMG-2863-2.jpg

0

12

Выхожу по узкой улочке на площадь Дуомо (видите голубой купол? Это он), именно рядом с ним и находится моя цель, Православный или Неонеанский баптистерий (P.za Arcivescovado, 1)

https://i.ibb.co/x2kBGhs/IMG-2864.jpg

https://i.ibb.co/5G6NY4h/IMG-2865.jpg

Несколько минут назад мы наконец-то пересеклись с приятельницей, так что дальше уже гуляли вдвоем. Баптистерий во дворе Дуомо, за клумбой, тоже восьмиугольный кирпичный.


В I-IV вв. Крещение, вероятно, совершали под открытым небом или в бассейнах терм - по данным археологии, баптистерии этого времени почти не известны, попытки определить ряд зданий в Остии, Риме и Милане как баптистерии, построенные в этот период, не увенчались успехом. Начиная с эпохи св. имп. Константина Великого в связи с резким ростом числа желающих принять Крещение появляется множество больших, тщательно оформленных, отдельно стоящих баптистериев, которые стали важным элементом в системе христианской архитектуры и в церковной топографии раннехристианского города.
(Православная энциклопедия)

Сначала был построен храм Воскресения Христова (Дуомо), а стоявшие рядом с ним термы, где, вероятно, и проходило крещение, были перестроены в баптистерий на границе IV и V вв., а украшены мозаиками при епископе Неоне (451–473). А называть Православным или Неонианским стали уже после постройки Арианского баптистерия при Теодорихе. То есть, Православный баптистерий - одно из старейших зданий Равенны наравне с мавзолеем Галлы Плацидии, относится к 5 веку, когда и сформировалась равеннская мозаичная школа. Ему и повезло больше. Баптистерий при Дуомо подновлялся и ремонтировался, так что все внутреннее убранство дошло до нас во вполне приличном виде, но, конечно, с переделками последующих веков.

Так что будучи старше Арианского почти на 70 лет, Православный поражает не только мозаиками. Посмотрите, какое красивое оформление стен и окон

https://i.ibb.co/xmKvFKx/IMG-2874-2.jpg

https://i.ibb.co/mh8WrzW/IMG-2875-2.jpg

https://i.ibb.co/8M2pf3W/IMG-2877.jpg

Здесь сохранилась мраморная купель 13 века

https://i.ibb.co/MGCkq9R/IMG-2870-2.jpg

https://i.ibb.co/8BnHV0h/IMG-2871-2.jpg

И вид сверху любопытной варвары:))

https://i.ibb.co/RYhCXTc/IMG-2873.jpg

0

13

Ну, и, конечно, интересно сравнить сцену Крещения Господня в куполе с аналогичной в Арианском баптистерии.

https://i.ibb.co/YXZFSj2/IMG-2867.jpg

Я с большим интересом поиграла в игру "Найди 10 отличий". Ну, во-первых, это не черноволосый кудрявый румянощекий юноша, а тщедушненький сухопарый блондин с бородкой. Во-вторых, и Иисус, и Иоанн Креститель - с нимбами, то есть, уже обладают божественной природой. В-третьих, водичку плюкает не голубь, а Иоанн держит чашу с водой Иордана над головой Иисуса. В-четвертых А вот поиграйте сами, очень интересно!

https://i.ibb.co/51pLSYd/IMG-2866.jpg

Я долго пыталась разобраться, в чем специалисты находят различия в стилях равеннских мозаик этого периода. Если правильно поняла, то в самом начале, в 5 веке, местные мастера больше подражали античным мозаикам, поэтому фигуры отличались объемностью, лица - портретными чертами, а краски - светлые, легкие, радостные, столь живо напоминающие античную палитру. Посмотрите на три мужские фигуры - везде изображены выпирающие мускулы, даже у самого неспортивного из них - Христа. Иоанн вообще как атлет-тяжеловес...

Еще раз посмотрим на скромный внешний вид баптистерия, скрывающего такую красоту!

https://i.ibb.co/brC16F7/IMG-2879.jpg

PS
Забыла написать, почему оба баптистерия так глубоко уходят в землю - почти на 3 метра ниже современного уровня почвы. В Равенне был свой порт. Но с 700х гг примерно море начало отступать, оставляя заболоченную почву, и сегодняшний порт Равенны на Адриатике находится в 10 км; это, можно сказать, уже другой город, который носит название старого порта - Классис. Видимо, горожане очень жалели об уходе моря, что в 17 веке случилось жуткое наводнение, вызванное разливом текущей на севере региона с Альп реки По и ее притоков, которое залило всю территорию Равенны. Город спасли только восстановлением ирригационной системы, но тем не менее большинство старинных зданий в мягкой почве погрузились довольно глубоко.

0

14

Во дворе между стенами Дуомо и баптистерием стоит вот такая интересная скульптурная группа, изображающая Святое семейство

https://i.ibb.co/D5kYm8V/IMG-2878.jpg

А напротив - традиционный обелиск с Девой Марией

https://i.ibb.co/TPsG5d5/IMG-2883.jpg

Тут внимание привлекла кампанила с белой капитанской каютой наверху, решили завернуть посмотреть поближе

https://i.ibb.co/W3vZ1jQ/IMG-2884.jpg

Напрямик пройти не получилось, но зато вышли к еще одной кампаниле. Это оказалась знаменитая базилика Св. Франциска (Piazza San Francesco, 1), где в 1321 г. отпевали великого Данте, хотя большинство туристов ищут эту церковь по совсем другой причине:
как и другие древние сооружения Равенны, церковь Святого Франциска осела в мягком городском грунте. В 1879 году под базиликой, на глубине 3,5 метров, были обнаружены пол с мозаикой V века и эпитафия епископу Неону. Крипта церкви, которая находится под полукруглой апсидой центрального нефа, и сейчас затоплена грунтовыми водами - в воде, над мозаичным полом, сохранившимся от первой церкви, плавают золотые рыбки.

https://i.ibb.co/tmKJg9j/IMG-2887-2.jpg

Уж пардон, золотых рыбок не искали, сами живем в краях, где затопленные подвалы не редкость, поэтому заходить не стали. Но кому любопытно - может легко нагуглить по названию церкви.

https://i.ibb.co/yPdS2gb/IMG-2888-2.jpg

После подтверждения изгнания всего семейства Алигьери из Флоренции в 1315 году, Данте был приглашён в Равенну правителем города Гвидо да Полента. Поэт умер 14 сентября 1321 года от малярии, которой заболел возвращаясь в Равенну из Венеции, куда ездил по поручению правителя Равенны с целью заключения мира с республикой Святого Марка.

Могила Алигьери находилась во внешнем портике базилики Святого Франциска вплоть до 1519 года, пока в ответ на просьбу Микеланджело Папа Римский Лев X не дал согласие на перенос праха поэта на его родину - во Флоренцию. Однако, гроб во Флоренцию приехал пустой - францисканские монахи выкрали урну с прахом поэта и перезахоронили её на территории монастыря, располагавшегося рядом с базиликой. В 1780 году рядом с базиликой был построен мавзолей Данте, в котором был установлен саркофаг с прахом Данте Алигьери.

https://i.ibb.co/JyB287G/IMG-2897.jpg

https://i.ibb.co/8zXXHpM/IMG-2898-2.jpg

Мемориал был выстроен в неоклассическом стиле Камилло Моригией в 1780 г. Внутри помещена урна с латинской эпитафией, составленной Бернардо Каначчио в 1327 г. Над урной выбит барельеф работы Пьетро Ломбардо (1483 г.), изображающий поэта, погружённого в думы и в работу. Он читает книгу, сидя за письменным столом. Раньше этот барельеф был частью декора гробницы Данте в церкви Св. Франциска.

https://i.ibb.co/BPX8qRr/IMG-2903.jpg

https://i.ibb.co/n8dfZJK/image.jpg

0

15

Между тем выглянуло солнце, по сравнению с пасмурным утром хотелось гулять уже неспешно, разглядывая старый город, выискивая кирпичики эпохи Данте.

https://i.ibb.co/VNpzf9v/IMG-2896-2.jpg

Рядом с гробницей Данте обнаружился небольшой дворик в клуатре. Это оказался дворик небольшого музея Данте, открытого в 1921 г. Поскольку подписей не было, мы решили, что это фигурки самого Данте Алигьери и его музы Беатриче.

https://i.ibb.co/bP1Gvpf/IMG-2899-2.jpg

Далее мы вышли на площадь. И тут Равенна удивила меня: здесь тоже был памятник Гарибальди НЕ ВЕРХОМ!!! Это был Гарибальди уже в годах, в латиноамериканском пончо и шапочке, которая в 60х гг 19 века стала носить его имя - гарибальдийка, опирающийся на шпагу. Хотя по идее для памятника в Равенне - на мой неискушенный взгляд - должен быть выбран более ранний период его жизни, конца 40х гг. Ведь именно тогда недалеко от Равенны умерла от малярии его верная соратница, первая жена бразильянка Анита Рибейру. Ей было всего 27...

https://i.ibb.co/SrhwC5q/IMG-2904.jpg

С другой  стороны, этот памятник - 1892 года, через 10 лет после его смерти, так что можно предположить, что скульптор лично знал героя Рисорджименто и делал по памяти. Желтое длинное здание позади Гарибальди - здание театра (1850е).

https://i.ibb.co/t2jBmxg/image.jpg

Я помню памятники Джузеппе и Аните Гарибальди в Риме, Анита изображена с саблей в руке на вздыбленном коне, но тогда я не знала, что это не просто памятник, а ее могила.

Оказывается, прах бедной Аниты переносили три раза. Анита умерла 4 августа 1849 года в 7:45 вечера в объятиях мужа на ферме около Равенны.
Естественно, ее похоронили на местном кладбище.
Но через 10 лет, в 1859, Гарибальди добился разрешения перенести ее останки в Ниццу, на свою родину, где была также похоронена и его мать и их общая с Анитой дочь, младенец Роза.
А в 1931 году останки бедной Аниты перенесли в Геную, на мемориальное кладбище Стальено, видимо, отношения с французами у Муссолини были уже не очень, что он стал переносить своих покойников... Хотя и это был не конец: на следующий, 1932 год, Муссолини организовал торжественный перенос косточек Аниты в Рим и торжественное захоронение под монументом. Вот так...

0

16

Площадь Гарибальди ведет на пьяцца дель Популо, так сказать, к местному Кремлю, где много ресторанчиков (а время уже давно перевалило за полдень), но мы решили не рисковать солнечной погодой и сначала осмотреть вторую базилику из списка ЮНЕСКО - Сант Аполлинаре Нуово. И не ошиблись, потому что это было самое яркое впечатление дня, достойное того, чтобы поголодать.

Мы снова вышли на Виа Рома - кажется, для посещения всех шести достопримечательностей ЮНЕСКО эта улица - главная путеводная звезда, а самый крупный мозаичный ансамбль эпохи Теодориха — Сант Аполлинаре Нуово, и находится там же - на  Via di Roma, 53.

https://i.ibb.co/JqXND6X/IMG-2906.jpg

Базилика внешне весьма скромная - кирпичные стены, сдвоенные окна. Это был типичный дизайн для остготских и лангобардских церквей, арианских, если помните. Базилику построили во времена царствования Теодориха, но когда точно - данных нет. Большинство исследователей так и пишут между 493-526, подчеркивая, что скорее всего в 20х годах. А вот Вика на итальянском дает 506 год... Так что кому что нравится:))

Эта церковь примыкала к дворцу Теодориха и была посвящена Спасителю. Но как только Теодорих умер, его государство пало и стало византийской провинцией, а остготов прогнали, тогда император Юстиниан Великий передал все арианские церкви православным. В 561 году базилика была освящена в честь Св. Мартина Турского, который прославился в борьбе с арианством как самый непримиримый. Его даже называли malleus haereticorum - молот еретиков.

Круглая кампанила была строилась долго, в X и XI веках, а мраморный портик появился в 16 веке, когда римские папы приводили хозяйство в порядок по всей стране и требовали определенного единообразия. Наконец в середине IX века, когда в базилику перенесли останки св. Аполлинария, она получила свое теперешнее название.
И вот мы входим...Размеры базилики 42 на 21 метр

https://i.ibb.co/LCk4gyC/IMG-2909-2.jpg

Первоначально весь интерьер, включая апсиду, был украшен мозаиками. Последние уцелели лишь на боковых стенах большого нефа, где они располагаются тремя ярусами. В верхнем ярусе мы видим двадцать шесть сцен из жизни Христа (на левой стене чудеса, на правой — Страсти), ниже, между окнами, представлены фигуры пророков, а еще ниже, над аркадой, изображены дворец Теодориха и Порто ди Классе.

https://i.ibb.co/d2zzxB9/IMG-2928-2.jpg

https://i.ibb.co/2M5WLzr/IMG-2924.jpg

Из дворца выходят мученики и святые жены, направляющиеся к восседающим на тронах Христу и Богоматери. Как показали исследования, на фоне дворца и стены Порто ди Классе находились фигуры, которые были уничтожены при переделке мозаик епископом Аньелло в 60-х годах VI века. Эти фигуры изображали людей из свиты Теодориха.

Вот мужи во главе с Мартином Турским в коричневом плаще поверх тоги

https://i.ibb.co/pdrxgVJ/1.jpg

А вот и жены

https://i.ibb.co/9qgwk5y/2.jpg

0

17

Вероятно, на фоне центральной арки дворца была представлена фигура самого Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур (Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны).  Таким образом, к Христу и Богоматери первоначально подходили не мученики и мученицы, а возглавляемые Теодорихом и его супругой процессии остготских придворных, несомненно изобиловавшие портретными изображениями...Последние как раз и вызвали наибольшую оппозицию у духовенства, решившего их уничтожить в порядке damnatio memoriae (В.Н. Лазарев)

Правда, жалко портреты? Теодорих думал, что увековечил свою фамилию, в смысле - семью, а как оказалось, нет...Были бы у нас портреты остготов, не менее ценные, чем фаюмские портреты...

Вот покрупнее - святые жены выходят из порта Классис и идут представляться Богоматери с младенцем Иисусом

https://i.ibb.co/2qZX7tm/IMG-2910.jpg

https://i.ibb.co/vBXXYj8/IMG-2912.jpg

Над головами у них их имена, это все великомученицы. А впереди их - волхвы. Тоже все подписаны, кто есть кто.

https://i.ibb.co/y4zFcRG/IMG-2918-2.jpg

https://i.ibb.co/Y0cXSgm/IMG-2920.jpg

Вот мужи с Мартином покрупнее. Подходят к Иисусу на троне

https://i.ibb.co/W2rVPYL/IMG-2923-2.jpg

0

18

Пространство, конечно, поражает. Представляю, как это все воспринималось раньше... Обратите внимание на замечательный кессонный потолок 17 века.

https://i.ibb.co/x7548qH/IMG-2932.jpg

https://i.ibb.co/j5z1nkg/IMG-2929-2.jpg

И это все 6 век! Мозаики 520х (Теодорих) и 560х (Юстиниан Первый) годов...

https://i.ibb.co/tP0jB9N/IMG-2913-2.jpg

А еще на примере этой базилики любят рассказывать, как в церкви появился алтарь - сначала просто как перегородочка, чтобы толпа не напирала. Потом эту перегородочку стали украшать иконами...

https://i.ibb.co/jLYzksQ/IMG-2936.jpg

0

19

И вдруг общее благостное настроение прерывает какая-то капелла с современной картинкой....Я ругнулась про себя, и тут же споткнулась,,, Нельзя ругаться в церкви, даже если она уже музей!

https://i.ibb.co/Ns5m9zv/IMG-2933.jpg

Оказалось, что это "фрески для пропаганды" периода диктатуры Муссолини, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены»... Это память о Первой Мировой. Что же касается самой базилики, то в 1916 году австрийцы нещадно бомбили Равенну, и 12 февраля Сант Аполлинаре была частично разрушена.

https://i.ibb.co/Fmy2C7V/image.jpg

https://i.ibb.co/qJ0fZpp/image.jpg

Зато во внутреннем дворике было солнце, играющее в листьях винограда, птички пели и вообще "жизнь была прекрасна".

https://i.ibb.co/Dg3Wzpg/IMG-2939.jpg

https://i.ibb.co/f15kTc2/IMG-2941.jpg

Погуляв по дворику, еще раз заглянули внутрь и полюбовались мозаиками, а потом бодрым галопчиком побежали на Piazza Del Popolo.

0

20

Эта Народная площадь - центр средневекового города. Справа с ласточкиными хвостами - Палаццетто Венециано – 1288 г, слева через арочку - Палаццо Мерлато – 1681 г., которые сегодня используются как Палаццо Коммунале (горсовет, муниципалитет, ратуша). Этот кусочек площади не просто напоминает венецианскую площадь Сан Марко своими колоннами, но на самом деле на левой колонне раньше стоял крылатый лев, символ Венеции, которая владела Равенной в 15-16 веках. Сегодня мы видим статуи первого епископа Равенны Св. Аполлинария, ученика Св. Петра и Св. Виталия Миланского, которого поставили на место льва.

https://i.ibb.co/BP6BVHL/IMG-2945-2.jpg

Вот в этом ресторанчике наскоро перекусили. Вернее, попросили то, что они могут принести быстро, чтобы спасти умирающих от голода.

https://i.ibb.co/5ntxc9K/IMG-2944.jpg

Солнышко уже закатывается...
Кирпичное здание за дамой с собачками - Апостольский дворец, резиденция кардинала и всех католических ведомств города. А напротив с дом с башней с часами - самыми старыми в городе. Всегда представляю, как в средние века народ прислушивался, когда отбивали часы...

Слева от дома с часами - барочная Chiesa Santa Maria del Suffragio.

https://i.ibb.co/74bPrCh/IMG-2943-2.jpg

Вот смотрю всегда на колокола, которые просто подвешены наверху над часовой башней. Много где такие фасоны встречаются. Все открыто ветрам и солнцу. Дождей, значит, просто не бывает...

https://i.ibb.co/0Jw0TBy/IMG-2946.jpg

На часах около половины четвертого. Из ресторана мы вышли в половине пятого, но... В ноябре почти все музеи и галереи в Италии работают до 16- 16.30 или 17... В Апостольскую капеллу, последний объект по единому билету, где знаменитая мозаика Христа-Пастыря, мы уже не успели.

А мавзолей самого Теодориха (Via delle Industrie, 14) расположен по другую сторону железной дороги, проходящей через город. Когда мы дошли, солнце уже ушло. Получилось всего пара приличных кадров.

https://i.ibb.co/D91TgY0/IMG-2947-2.jpg

Вот он - мавзолей самого Теодоракса-Теодорико или Теодориха (разная транскрипция в разных источниках), благодаря которому мы и приезжаем в Равенну смотреть изумительные мозаики в скромных кирпичных базиликах и баптистериях. Нечто похожее на крепостную башню... Во времена Теодориха здесь было арианское кладбище, а теперь вокруг городская промзона, вдалеке от исторической части города.

Сделан он необычно по сравнению с тем, что Теодорих делал для своих подданных: это не кирпич, а разновидность известняка из Истрии. Крыша - это монолитный кусок весом в 300 тонн. Есть предположения, что готы закопали мавзолей по крышу, уложили ее поверх баптистерия, а затем убрали лишнюю почву. Увы, его порфировый саркофаг пуст: византийцы захватили Равенну и выкинули прах, а все его храмы передали в пользование христианам.

Считается единственным сохранившимся памятником ГОТСКОГО зодчества.

https://i.ibb.co/DgnG55d/IMG-2948-2.jpg

Так знакомство с Равенной закончилось

0


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Эмилия - Романья: Равенна, Болонья и немножко Пармы и Римини