My memories of trips

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Итальянские зарисовки. У - Умбрия. Перуджа. Ассизи. Спелло. Орвьето


Итальянские зарисовки. У - Умбрия. Перуджа. Ассизи. Спелло. Орвьето

Сообщений 1 страница 20 из 32

1

И решили мы посмотреть, что такое Умбрия...

Что-то все Тоскана да Тоскана, Ломбардия да Ломбардия, Венето да Венето... Так что в этот раз сама судьба - познакомиться с Умбрией и попробовать знаменитую поркетту.

Было выбрано для первого раза 4 города

Перуджа (первый пост) и здесь
Ассизи
Спелло и
Орвьето.

Начали мы, конечно же, с ПЕРУДЖИ

Добраться в Перуджу можно из любого крупного города - сеть Трениталии предлагает множество вариантов. Мы приехали из равнинной Флоренции, поэтому было очень интересно наблюдать смену ландшафта. Умбрия преимущественно гористая область, поэтому там всегда холоднее, чем в более северной Тоскане.

Поезда по Умбрии ходят в лощинах и ложбинах - уж не знаю как правильно сказать географически, поэтому сами города, вернее, старинные их части, как и большинство средне-итальянских городов-крепостей, расположены на отрогах и пиках. Поезд в Перуджу приходит в современную, нижнюю часть города, а в старый город сейчас легко можно добраться на мини-метро, поиграв минуток 5 с автоматом по продаже билетов. Мини-метро почти напротив железнодорожной станции. А если пройти немного вверх вдоль очень неспокойного шоссе - то можно выйти к системе эскалаторов. И вот что ты видишь, поднявшись на самый верх...

493 м над уровнем моря.

https://i.ibb.co/HDY4C0z/1.jpg

Вид, конечно, завораживает, современные трубы и электропровода просто теряются на этом фоне, поэтому очень легко представить себе, что думали этруски, выбрав этот пик, что потом думали лангобарды, римляне и другие товарищи, которые приходили сюда каждые несколько лет...

https://i.ibb.co/6YNshsH/2.jpg

Вспоминается цитата из романа Карло Кассола: "Опытный взгляд Мары сразу же определил грядки томатов и капусты, бледные ряды оливок.." (поправьте, у кого книга под рукой!)

https://i.ibb.co/jJn4Zyq/3.jpg

Центральная улица Citta Alta - Верхнего города. Одна из. Идет от мини-метро. А зеленый киоск слева - это там, где на твоих глазах делают вкуснющую поркетту - бутер из копченой хрюшки с потрохами. Вкус- никогда такого не пробовала! Бесподобный! Особенно в ноябре, когда всего плюс 5С!

https://i.ibb.co/GRpwWs5/4.jpg

0

2

При тебе стригут копченого поросенка - практически как на шаверму - но с требухой со всеми возможными травками и специями - и на свежайшую булочку...Еще и смотреть на это действо интересно! А по размеру получается на целый мясной ужин. Во всяком случае, мы на ужин потом не просились.

https://i.ibb.co/4gSJs0P/5.jpg

https://i.ibb.co/D54Rhq7/6.jpg

На карте, которую нам дали в гостинице, было четко обозначено, что ориентироваться в городе можно из одной точки (площади у Кафедрального собора Верхнего города) в 5 разных сторон: город стоит на 5 отрогах, в конце каждого - монастырь. В конце этой улочки - кьеса (церковь) ди Сан Пьетро - одна из старейших, 10 века, одноименного монастыря (аббатства). А вот колокольня с выступающим орнаментом, как воротничок, - уже 15 века. Туда мы и идем сейчас (Адрес: Via Borgo XX Giugno, 74) Не доходя до колокольни будет вход во дворик Базилики Св. Доменика. Нам там как-то не показалось, мы не стали заходить. Говорили, что там только колокольня уникальная - ее не увеличили по мере развития строительной техники, а, наоборот, уменьшили почти на треть - теперь она всего ок 100 м высотой. Там надгробие одного из пап, которого как- то отравили в Перудже в начале 14 в:((

https://i.ibb.co/h7djH48/7.jpg

За аббатством небольшой садик, в полном запустении, но зато с воротами, над которыми такой бедный безрукий и однокрылый грифон - символ Перуджи. И как Huber Rober пропустил такой романтический уголок? Наверное, испугался холодной вечерней росы! Потому что разница с теплой Флоренцией - как в Питере и Сочи:))

https://i.ibb.co/m66xFhW/8.jpg

Садик разбит на месте древнего этрусского некрополя, потом там в 15 веке производились раскопки (поскольку не нашла подробностей - видимо, черными копателями))) а потом в 18 веке разбили барочный садик с такой вот арочкой.

Кстати, если подниматься не на мини-метро, а на эскалаторах, то одна из пересадочных площадок - Рокка Паолина, старинная крепость в скале, вернее, ее развалины, дожившие до наших дней, стены которых укрепили, поставили освещение, и где в одной из комнат - необычная интерактивная выставка и представление истории Перуджи, рассказанное ее символами - грифоном и львом. Как и во многих средневековых итальянских городах, для защиты на вершине гор и холмов строились крепости или, наоборот, крепости зарывались в горы. Так и Рокка Паолина представляла собой и подземные залы, комнаты, коридоры, защищавшие владетельных жильцов,и возвышающиеся над миром башни. Оч рекомендую посмотреть!

А это уже из истории этрусков - этрусский символ, как наш золотой олень из Золотой кладовой Эрмитажа. И не помню даже, на какой стене я его поймала...

https://i.ibb.co/1fDnjSV/9.jpg

Так как ходим вокруг одной точки, опять возвращаемся на Виа Бальони. Меня заинтересовал портал палаццо Капитано дель Пополо. Забавные сцены интересовали раннеренессансных скульпторов! Я бы написала - средневековых, даже не задумываясь. Но по дате - вторая половина 15 века!!!! - к средневековью сложно приписать такую тематику декораций торжественного входа во дворец. А на другой - более сильное животное только начинает поучать:)))) А рядом такие красиво украшенные средневековые своды!

https://i.ibb.co/bvmWX1h/10.jpg

https://i.ibb.co/sQ7LMLn/11.jpg

0

3

Фонарь уличный. Этакий цветочек аленький с шипами. Репейник? Репейник - символ верности.

https://i.ibb.co/bvQLkb3/12.jpg

Главная площадь с фонтаном напротив Дуомо - Кафедрального собора Св. Лоренцо. История похожа на ситуацию с нашим Казанским - главный вход не там, где нужно)))) Но зато возле боковых ворот - огромная фигура благословляющего папы, а над входом - почти анатомически распятый Христос (в окне над портиком). Ну, и еще одно сходство - с нашим Исаакием: Св. Лоренцо строили аж 150 лет! (1345-1490 гг.)

https://i.ibb.co/kyqMWCg/13.jpg

Напротив - Главный фонтан - Fontana Maggiore. Когда в 1275 г закончилось строительство акведука, подававшего пресную воду в город на холме, то окончание строительства ознаменовалось строительством фонтана на главной площади города - между Кафедральным собором и Дворцом Приоров. Мы смотрели работы Николо Пизано и его сына Джованни в Сиене (будет в альбоме 2014 г), так что это был приятный сюрприз новой встречи со знаменитым скульптором

Две чаши украшены фигурками и рельефами. Нижняя чаша - знаки зодиака, верхняя - библейские фигурки.

https://i.ibb.co/QX6YTMr/14.jpg

Вид на Палаццо деи Приори, которое традиционно строили почти 200 лет - с 13 по 15 век. Весь 3 этаж - это Национальная Галерея Умбрии. Оч хорошая коллекция мастеров- умбрийцев, особенно 11-13 вв. Да и вообще интересные работы, которые можно увидеть только в этом регионе. А еще здесь нас пропустили бесплатно - по гидовской аккредитации: так что это теперь любимая галерея в Умбрии! А какой здесь Перуждино необычный!

https://i.ibb.co/xjqFWSh/15.jpg

Высокая лестница с балконом, видимо, служила местом общения правящего класса с народом. Приоры были члены знатных семей, принимавшие участие в управлении жизнью города. Одной из таких семей было семейство Бальони, которые оставили о себе необычную - или обычную для тех веков- память, когда ради власти молодежь семейства поубивала друг друга прямо на свадьбе! Если интересно, то матерью одного из убитых была даже заказана картина самому Рафаэлю - теперь она в галерее Боргезе, в своем римском отчете я рассказала подробности печальных событий.

0

4

Над высоким порталом мы видим символы Перуджи - Грифон и Лев. Это значит, что Перуджа была на стороне партии гвельфов. И никаких там ласточкиных хвостов!

https://i.ibb.co/2jf76Bk/16.jpg

Только вчера смотрела документалку про Папский дворец в Авиньоне. Папы-французы более 100 лет укрепляли и украшали этот дворец. Он считали, что Авиньон - это идеальное место - одинаково близко и Франция, и итальянские княжества и графства, и Священная Римская Империя с центром в теперешней Германии, которая захапала себе и Бургундию, и Чехию, много кого в Европе:(( Но вот выбрали Папу- итальянца - и сразу началась борьба за возвращение папского престола в Рим. И гвельфы очень активно выступали против императора "где-то там на севере", они больше доверяли своему Папе, "если он будет в Риме", а на самом деле боролись за независимость вообще ото всех. Вот такие они были, гвельфы Перуджи!

Я прислонилась под бронзовыми символами Перуджи - грифоном и львом. Какой же он казался тогда большой, этот дворец, в 13 и даже 15 веке!

Вот так они выглядят вблизи. Конечно же, это уже копии, а средневековые оригиналы хранятся в фойе музея, у самых касс.

https://i.ibb.co/G9Csj7X/17.jpg

0

5

А потом мы отправились в противоположную сторону: отроги-улицы старого города идут, как лучи, в 5 направлениях- искать самый старый храм Перуджи - Храм Св. Ангела 5-6 вв., известного тем, что первоначально это был вообще языческий храм, переделанный христианами. А дорога в этот храм проходила через Этрусские ворота (прибл. 1-3 вв. н.э.!!!), с двух сторон этих ворот-арки - две сторожевые башни, бывшие частью древней крепостной стены (на фото видна одна - слева), башни называют именем имп. Августа - в его правление их укрепляли... А справа фасад с флагами -какой-то факультет университета Перуджи.

https://i.ibb.co/K2FPv6D/18.jpg

По дороге к храму шли мы по улице Гарибальди, потому что он тоже этой дорогой в свое время хаживал к древнехристианскому храму. Но до него этой же дорогой к храму ходил и Франциск Ассизский! И на одной из стен простого городского домика увидели мы вот такую памятку!

https://i.ibb.co/V33DmSX/19.jpg

И вот после получаса полублужданий выходим мы к храму Св. Ангела, который еще называют храмом арх. Михаила. Действительно, что-то непривычное для барочно-ренессансной Италии. Архитекторы пишут, что это микст раннероманского и византийского стилей. (Адрес Tempio di Sant'Angelo: Via del Tempio, 06123) Дорога к Храму пуста и таинственна. Мы, единственные, кто идет сюда, по это длинной и пустынной улице Гарибальди...

https://i.ibb.co/pZp6dp2/20.jpg

А вот розовый мраморный портал появился только в 14 веке, но, по-моему, ничего не испортил.

https://i.ibb.co/svdfy42/21.jpg

Считается, что построен храм на месте древнеримского капища. 16 колонн коринфского ордера образуют амфитеатр.

https://i.ibb.co/y06PbVz/22.jpg

0

6

Внутри горит одна лампадка. Странный запах, тишина... Делается как-то не по себе..

https://i.ibb.co/1GQ0FTL/23.jpg

А вот эту Мадонну считают самой мистической: такие кресты - символы тамплиеров (не удержалась, включила вспышку:(((

https://i.ibb.co/QmBqK8V/24.jpg

Выходишь из этого странного местечка, вдыхаешь свежий горный воздух - и тебя сразу же возвращает к обычной жизни вид такой веселенькой кампанилы

https://i.ibb.co/ZLQhzZp/25.jpg

По дороге из храма уже обращаешь внимание на всякие мелочи типа дверей и надписей на дверях. Вот эта привлекла внимание своей запиской...И что бы это значило?

Привет, Жорик))
Не ломись, я уже ушла))))
Так, наверное))))

https://i.ibb.co/x7JK5Sz/26.jpg

https://i.ibb.co/q5TdX3B/27.jpg

За колоколенкой начинается дорога к Дуомо, рекомендуемая во всех путеводителях - это дорога, перестроенная из древнего акведука. Мы же не могли не пройтись по ней?

https://i.ibb.co/42DdkVb/30.jpg

..и вот так и выглядит бывший акведук! Впечатлены? мы тоже были...

https://i.ibb.co/t30by14/28.jpg

Зато потом прочитали, и стало не так обидно. Вроде приобщились к Истории))))

https://i.ibb.co/z5GM8w8/31.jpg

0

7

Ассизи, где родился странный парень Франческо...

А на следующий день поехали мы в Ассизи. Вот таким предстает Ассизи по дороге от жд станции. Город на холме (традиционно для Умбрии) и крепость на самом верху.

https://i.ibb.co/TLNwP5Q/32.jpg

Добраться из Перуджи в Ассизи легко и просто, но только с пересадкой. 20 минут на поезде - на любом с 5.50 утра. Разница только в цене: регионале стоит 3 евро, а интерсити 8 евро. Фото вверху - вид, который вы увидите, выйдя со станции. Справа будет кафе, где можно купить билет на автобус. Расписание автобусов висит слева от выхода со станции, но соблюдается оно, видимо, только летом, когда много туристов. В конце ноября, когда мы там были, расписание висело для красоты и порядка. Автобус приезжает из Ассизи и везет вверх на горушку, к подножию крепости. Кто-то бежит в крепость. А мы решили посмотреть весь город, спускаясь к собору Св. Франциска и спуститься до станции уже пешком. Вид на комплекс церкви и монастыря из автобуса.

https://i.ibb.co/9H3jP4p/33.jpg

Аппетит приходит во время еды. Доехав на автобусе на самый верх горы-холма-возвышенности, решили, что не погулять по крепости, будучи в трех шагах- смешно! Но... Небо хмурилось, ждали обещанный ливень, решили посмотреть сначала все, что связано с Франциском, а потом уж по погоде...

Так что стали мы спускаться вниз по крутым улочкам. Обычный старинный каменный город, черепичные крыши, много кованных решеток, нет гонки за мраморными фасадами.

https://i.ibb.co/z5P8JNM/34.jpg

И куда бредем? Главное, что вниз. Церковь Св. Франциска в самом низу, мимо не пройдешь:)) Вспомнился фильм Дзефирелли "Брат Солнце, сестра Луна". Хотя снимали его в разных местах, включая сцену на фоне Сан Джиминьяно с 14 башнями. Во времена Франциска таких башен было много и в Ассизи.

https://i.ibb.co/94dr8CV/35.jpg

0

8

Вышли на площадь Ассизского Собора. Но он посвящен не Франциску, а Св. Руфину! Это (вспоминаем Исаакий!) третья церковь Св. Руфина на том же месте, потому что в первом был похоронен сам епископ Руфин Ассизский, убитый в 3 веке. Фасад прибл. 1140 г, а знаменитая розетка создавалась Джованни да Губбио, тем самым, которому приписывают знаменитую розовую розетку римской Санта-Мария Маджоре. А Франциск Ассизский и Св. Клара в этой церкви всего лишь крестились. Понятно, что это романский стиль)))

https://i.ibb.co/KKhw278/36.jpg

А вот этот фрагментик мне оч понравился: Ну прям "Атланты держат небо на каменных руках" Что означает эта сцена - пока не нашла, увы..

https://i.ibb.co/FDdDdyN/37.jpg

Вот как такое могло украшать ваш личный домик-дворец???? Хотя психология у первых христиан, конечно же, отличалась от современной...Вспоминаю свою святую, Наталию, которая настраивала мужа принимать пытки како должно христианину, сидя у тюремной решетки снаружи... Лев, поедающий христианина, считается традиционным умбрийским мотивом. Суровый край суровых парней...

https://i.ibb.co/2y12yTB/38.jpg

И следующей на нашем пути оказалась базилика ди Санта Кьяра. Необычно - с одной стороны - контрфорсы, а с другой - просто приделы. Дождь уже начал серьезно, поэтому побежали внутрь церкви.

https://i.ibb.co/pwQvcJ8/39.jpg

А когда вышли, посидев у гроба Святой Кьяры, на улице вовсю сияло солнце! А по длинной узкой средневековой улочке, ведущей вниз к собору Св. Франциска, поразило разнообразие декоративных фонарных решеток. Такие красивые! И снова лев и грифон - умбрийские символы.

https://i.ibb.co/27Rf8vG/41.jpg

https://i.ibb.co/LY16nBH/40.jpg

https://i.ibb.co/82nqQfR/43.jpg

0

9

Между соборами небольшая пьяцетта со скульптурными портретами святых. Наверное, стоит сказать немного о тех, кто изображен здесь.

https://i.ibb.co/wWvJJST/42.jpg

Франческо Бернардоне, сын богатого купца из Ассизи, родился в 1181/82 году. Как и все мальчишки того времени, мечтал стал рыцарем, всех завоевать и победить. А вместо победы попал в плен, в тюрьму, испытал такие лишения, которые ему раньше и не снились. И после видений Иисуса Христа изменил свою жизнь.

В 1206 году отец лишил его наследство "за разбазаривание семейного добра и денег", после чего Франциск ушел из дома, чтобы следовать своей новой философии: жить в бедности, целомудрии и послушании слову божьему. В 1208 году его монашеская община была утверждена Папой.

Интересно, что при этом Франциск совершил настоящую революцию: монахи-отшельники у него стали монахами- миссионерами! Он отправлял братьев нести новую культуру не только в другие европейские страны, но и в Египет. Монахи-францисканцы вникали и пытались управлять как культурой, так и образованием и наукой. Богатый избалованный мальчик стал проповедником аскетизма, и, думаю, фанатиком-энтузиастом-интуитивным пропагандистом, потому что привлечь на свою сторону, одаривая лишь словом - это надо иметь талант...

Умер он в 1226 году будучи не более 45 лет от роду. Через 2 года он был канонизирован. Св. Клара - первая последовательница францисканства, основательница женского ордена (1212 г). Вообще, если рассказывать подробности жизни Клары (Кьяры по-ит.) - то это тоже целый роман. Наверное, и это сыграло роль в популярности обоих святых, которые в реальности так близко к друг другу никогда не стояли.

Что же висело на цепочке? Например, сапожок...если была сапожная мастерская
Или крендель, значит, булошная. А петушок?

https://i.ibb.co/FBS8g0z/44.jpg

https://i.ibb.co/tJL8VrZ/45-2.jpg

Уличный фонтанчик вписан в герб. Вверху три креста, внизу - три розы.. Чей?

https://i.ibb.co/9NTJzff/46.jpg

Некоторые балкончики не согласны, что уже ноябрь. А этот уголок просто напомнил Севилью...

https://i.ibb.co/FqSq2H2/47.jpg

https://i.ibb.co/bHfdRBd/48.jpg

Идем за солнцем, на запад...

https://i.ibb.co/2j5zzpt/49.jpg

0

10

И вот она, базилика Св. Франциска, розовеет в закатных лучах. И я здесь был. Вася

https://i.ibb.co/ctxQz6L/51.jpg

https://i.ibb.co/R0GCRhZ/52.jpg

https://i.ibb.co/mvwPX9D/50.jpg

А с площадки у входа в базилику открывается необыкновенный вид на город Ассизи и крепость на вершине. Недавно совсем определила, что дверка в заборе - дверка, через которую входят пилигримы, идущие из Сиены в Рим через Ассизи! Вход на ту тропу 3 евро. Для всех остальных она закрыта.

https://i.ibb.co/7yKhx1p/53.jpg

https://i.ibb.co/LtLTdtc/55.jpg

Солнце в горах падает быстро

https://i.ibb.co/3SD3CWh/54.jpg

Времени, как всегда, не хватило, выходили уже при свете фонарей, служба уже началась, народ по-наглому выгоняли, хотя приход чуть больше нашего Исаакиевского...По численности)))

https://i.ibb.co/VLKrthb/56.jpg

https://i.ibb.co/bL8mGXV/57.jpg

https://i.ibb.co/vJPFRHy/58.jpg

Долго рассматривала фрески Джотто и его учеников. Как и в большинстве храмов, освещение там плохое, купила пару книжек, буду теперь разглядывать детали. Хотя и в темноте мой любимец поражает: лица, их выражение, такие живые, такие реальные, так контрастируют с масками на фресках по соседству. Хотя имена других художников тоже не с улицы: Чимабуэ, Лоренцетти,

СОВЕТ: Если ваша цель - именно посмотреть фрески Джотто, то начинать осмотр Ассизи нужно именно с базилики. И еще лучше приезжать в хороший солнечный день, но не в день церковного праздника. Базилика делится на Верхнюю и Нижнюю, в Верхней базилике Джотто расписал нижний ряд фресок - "Житие Св. Франциска Ассизского", всего 28 фресок. В Нижней базилике - огромная фреска над алтарем - "Триумф Св. Франциска и три монашеских обета" (бедность, целомудрие, послушание)

Убранство самой церкви тоже очень красивое. Но сфотографировать вряд ли получится. Во-первых, полумрак. Во-вторых, видела несколько запретительных надписей. А в крипте с гробом Франциска стоит товарищ и блюдёт соблюдение правил:)) Фотки из сети

https://i.ibb.co/Y0kRdW1/58.jpg

https://i.ibb.co/VTTyFSB/58.jpg

0

11

ПРОСТО ИНТЕРЕСНО

Если вы не знаете, кто такой Франциск Ассизский и почему к нему такой интерес (понятно, что в этом случае вы не слишком религиозные товарищи), то посмотрите фильм Франко Дзефирелли 1972 г. "Брат Солнце, сестра Луна" (https://en.wikipedia.org/wiki/Brother_Sun,_Sister_Moon) Мне во время просмотра почему-то все время в голове крутилось что-то про хиппи. Очень похожий подход к жизни и месте человека в природе. Может быть, это и была идея Франко Дзефирелли, сравнить поколения бунтовщиков, которых разделяют сотни лет? Есть еще море художественных и документальных фильмов, но мне как-то этот лучше лег на душу, хотя я прекрасно понимаю, что здесь больше красоты, чем реальности:))

А если интересно прочитать каноническую историю, то у нас в Москве есть община ордена Францисканцев, у них есть свой сайт, где можно почитать и биографию святого, и его сочинения, и интерпретацию фактов его жизни и тп - http://new.francis.ru/о-ф% ... %ba%d0%b5/

Мне было очень любопытно узнать, что в 1979 г Папа Иоанн Павел Второй провозгласил Франциска "небесным покровителем экологов"! "Франциск - покровитель всех тех, кто ведет исследования и работает в сфере экологии, его любят и многие нехристиане"

Базилике его имени имеет свой сайт - http://www.sanfrancescoassisi.org
Считается, что можно зайти на сайт, найти фото " Крипты с могилой Святого и помолиться в тишине и оставить Святому свои просьбы"

0

12

Перуджа. День 2

Второе наше восхождение в Читта Альта было по эскалаторам с площади Партиджани до пл. Италии. Это было как раз тогда, когда мы погуляли по подземной средневековой крепости Рокка Паолина и посмотрели фильм - историю Перуджи от лица Старого Грифона со стены Дворца Приоров.

Конечно же, наверху, на пьяцца ди Италия, был неизменный Витторе Эммануеле. Рядом с ним фонтанчик с прекрасной бронзовой купальщицей, но король стыдливо отвернулся от голой нимфы)))

https://i.ibb.co/d2Yk6WV/59.jpg

А утро было необыкновенное: то ли туман, то ли облака (что более вероятно) закрывали весь Нижний город, так что было впечатление, что мы не в горах, в где-то на морском побережье. Вот представьте себе, что вы стоите, а внизу - облака!

https://i.ibb.co/51Cnxmj/60.jpg

Горная набережная. Птички летают. Синяя полоса вдали - как морской горизонт... Жаль, что длилось это всего несколько минут. Потом ветер унес облака и вернул нас на вершину горы.

https://i.ibb.co/gRmD4KP/61.jpg

Мы стали спускаться вниз по третьему кряжу, чтобы посмотреть Ораторий ди Сан Бернардино Сиенского (Адрес: Piazza San Francesco Town Centre)

Ораторий - маленький пряничек 1451 г (окончание внешнего декора -1461 г) приютился рядом с многократно перестроенным храмом Сан-Франческо-аль-Прато и музеем искусств университета. Автор - Агостино Дуччо. Внутри мощи блаженного Эгидия, про которого я раньше даже и не слыхала, но он оказался одним из сподвижников Св. Франциска и очень почитаемым в Перудже!

Во времена Франциска Ассизского это было дикое поле на окраине города, и францисканцы легко купили его через несколько лет после смерти своего лидера - в 1248 г. Сначала был построен храм Сан-Франческо-аль-Прато, но построен неудачно, возле оврага (поэтому многократно перестраивался и ремонтировался, и до нас дошло что-то почти современное, поэтому - ноу фото) А я просто наслаждалась пристроенным рядом Ораторием -этим пряничком раннего ренессанса. Особенно умиляет розовый цвет.

https://i.ibb.co/kcsYXDh/62.jpg

Святой Бернардин с ангелами и серафимами.

https://i.ibb.co/C5Yn84x/63.jpg

0

13

Рядом - один из факультетов местного университета. Мы - любители сокращать расстояния через парковые зоны. Но на территории универа увидели гуляющих странных личностей, похожих на migranti, и не рискнули.

https://i.ibb.co/cLC4ZZH/64.jpg

Возвращаемся на площадь Италии и идем искать следующую достопримечательность.

"Монастырь и церковь Сан Северо находятся на самом высоком месте города (493 м над уровнем моря) на площади Raffaello di Porta Sole. Крошечная капелла, состоящая из одного зала, раньше была частью левого нефа церкви". А известна капелла тем, что здесь в 1505 г молоденький Рафаэль написал фреску Христа-во-славе и Бога-отца с ангелами, а в 1522 году старенький Перуджино, его учитель, дописал нижний ряд 6-ю святыми.

https://i.ibb.co/cFC4vLX/65.jpg

Ну, вот честно, мне не понравился ни тот, ни другой. Ну, не тронуло, да и не увидела я такой большой разницы, как, например, в работе Андреа Вероккио "Крещение Христа" в Уффици, где молодой Леонардо нарисовал одного из ангелов.

https://i.ibb.co/8rDTWfZ/325px-Andrea-del-Verrocchio-Leonardo-da-Vinci-Baptism-of-Christ-Uffizi.jpg

Вот смотрите сами. Ангел Леонардо резко отличается ото всего остального народа. А две части -чтО Рафаэль, что Перуджино - как пИсаные одной рукой скучные картинки

https://i.ibb.co/tB3yK6f/image.jpg

0

14

Поэтому с горя идем улучшать настроение в Палаццо деи Приори - там Национальная галерея Умбрии. Замечательное место, где еще и дали бесплатные билеты по аккредитации!

https://i.ibb.co/G3MsXMq/66.jpg

Вот третий этаж - там 23 зала работ умбрийских художников. И, конечно же, проторенессанс меня снова полностью захватил. Это дученто и треченто меня волнует почему-то больше высокого Возрождения.

Весь пентаптих выглядит так. К сожалению, как честные девушки, да еще и по бесплатным билетам, честно соблюдаем правила и фотографируем без вспышки.

https://i.ibb.co/hLXb5yz/68.jpg

А вот теперь давайте посмотрим их по отдельности. Вот Иуда целует Христа. А какой взгляд у Христа??? такой хитренький-хитренький! Все-то я знаю, и скоро все для меня закончится, и будет большая радость!

https://i.ibb.co/h8HgMYt/69.jpg

И здесь он совершенно спокоен! Никакой трагедии. Спокойно плащ отдает, а взгляд пронзительно-хитрый - ты, мол, тоже все знаешь? Я рад, что к иду к Отцу Небесному..

https://i.ibb.co/gRjn88W/70.jpg

И крещения такого я никогда раньше не видела. С такого ракурса именно. Но это мы еще до Ровенны не доехали. Поэтому здесь - картинка просто шок была!

https://i.ibb.co/sQn6BWL/71.jpg

0

15

А как вам во эта сценка на иконе? Какие характеры! Тут не только история религиозная, тут еще и современная художнику история разворачивается на наших глазах! Дамы завидуют, ревнуют, плетут интриги и заговоры...Какие лица!!!! А, главное, где эти страсти разворачиваются??? Посмотрите слева - кусочек Оратория, где мощи сподвижника Франциска...

https://i.ibb.co/KzCmLyX/72.jpg

А этот квадриптих - ну просто сцены из Ромео и Джульетты! Хотя на самом деле современники видели здесь историю и свою и Св. Бернардина! Св. Бернардин кого-то исцеляет, воскрешает, просто разговаривает, а я разглядываю костюмчики, фасоны шапочек, думаю, как они так складочки раскладывали...Это, кстати, он - Перуджино...

https://i.ibb.co/sH1nV1P/73.jpg

https://i.ibb.co/D5Fgqw4/75.jpg

... главное сокровище Национальной галереи Умбрии. Собрание работ Пьетро Ваннуччи, прозванного Перуджино (1446 -1523) здесь очень разнообразное.

В принципе, жил в то же время, что и Леонардо - Леонардо родился на 6 лет позже, а умер на 5 лет раньше. Почему вспомнился Леонардо? Так они учились у одного мастера - у Андреа Вероккьо! Наверное, Перуджино прожил бы и больше - но..В 1523 в Перуджу занесли чуму, и великий Пьетро Ваннуччи Перуджино был сражен этой заразой.

Если Вы не можете вспомнить, кто такой Перуджино - то вот вам подсказка. Наверное, самая знаменитая его работа. Называется она "Христос отдает ключи Св. Петру" и была у нас в школьном учебнике по истории как иллюстрация ренессансной архитектуры. Помню с детства это сочетание ярко-желтой крыши, ярко-голубого неба и плащей главных героев тех же цветов.

https://i.ibb.co/fMT9TLH/0-WXT77-Nzs-EUIKXWzw-QLZ7-K4-Dk9-Lo-PDx-S.jpg

Это одна из трех его работ в Сикстинской капелле. Было больше, но остальные были счищены для большей по размеру работы Микеланджело "Страшный суд". Хорошо, что Перуджино не дожил до этого решения Папы.

Но при жизни он везунчиком: женился в весьма зрелом возрасте на молоденькой красотке, родил семерых детей. Зато все его Мадонны напоминают любимую жену... Мы хорошо помним таких его мадонн - черноволосых стройняшек.

https://i.ibb.co/3R4Czg7/77.jpg

Так оказывается, он любил писать и другой тип красавиц. Не узнаете?

https://i.ibb.co/QdXHqxH/78.jpg

0

16

Св. Коломба из Риети. Санта Кьяра, первая дама-последовательница Франциска Ассизского, тоже была из Риети родом. Поэтому и обратила внимание на эту скромную девушку с белыми цветами. Перекопала кучу текстов, потому что оригинально картина называется COLUMBA DE PENITETIA. А святых с таким именем несколько. а когда определила, которая моя, то все ее портреты были без ручки справа. И вот нашла наконец-то, что это рука Христа, призывающая ее к себе после мученической смерти. А белое, это, скорее всего, облатка?

https://i.ibb.co/T8HmzsG/79.jpg

Портрет папы Иннокентия X Веласкеса. Cфоткала на бегу в темном зале. А теперь думаю, а что это? Оригинал в кресле с письмом - в Риме. Авторская копия? Этюд? Как попала в Перуджу? Есть похожий портрет - тоже погрудный - в Вашингтоне. Еще один - в Лондоне.

https://i.ibb.co/p0dQYg2/80.jpg

Интересное местечко! Выходим уже на закате. Перуджино навел на мысли о его учениках - Рафаэле и Пинтуриккьо. Кажется, Спелло недалеко...

0

17

Спелло - город цветов и кошечек

Спелло - даже не городок, деревушка по количеству жителей, но по тому, что дома каменные большие, - все-таки городок. А во времена, когда семья Бальони рулила в большой Перудже (15-16 века), а маленький Спелло был их вотчиной, противники гфельфов - войска Священной Римской империи полностью разгромили и разграбили городок. После того, как французы и немцы унесли, что можно, и удалились сами, Спелло был отстроен заново и еще красивше- назло всем врагам. Папа еще не раз посылал армию прижать непокорных окончательно, но, видимо, горожане сумели договориться с нападавшими. Крепостные стены снесли частично, их и сейчас можно увидеть кой-где. А в старинной церкви Санта Мария Маджоре была построена капелла для семейства Бальони. И поручили ее расписать местному художнику Бернардино Пинтуриккьо. Было тому под 50, он уже расписал к тому времени Апартаменты Борджиа в Ватикане, много работал в Риме и Перудже, а вот согласился расписать маленькую капеллу в маленьком Спелло. Почему? Наверное, обладал даром предвидения. 90% посещающих Спелло бегут смотреть именно три фрески этой капеллы!

Вот и мы решили наш третий день в Перудже посвятить поездке в Спелло. Но... Но тут в Перуджу пришла зима. Мы и до этого ходили в трех свитерах под курткой, в то утро вышли из гостиницы... и побежали в ближайший гастроном. На следующее утро под проливным дождем мы добежали до станции и поехали в Болонью. На подъезде к Болонье пошел крупный мокрый снег..

Так что в Спелло мы приехали лишь два года спустя, солнечным октябрьским утром 2019. Вышли на привокзальную площадь и узрели вот такую красоту карабкающегося ввысь городка. Остроконечный серый шпиль кампанилы - наша цель, Санта Мария Маджоре.

https://i.ibb.co/0JVTZFD/IMG-0553-2.jpg

Октябрь - это не май или июнь, когда в городе собираются любители цветочных ковров, а город превращается в ботаническое чудо. И, тем не менее, мы шли вверх по дороге и снимали улочки-переулочки, дома и домики из розового камня (а этот розоватый камень - местная геологическая особенность), не менее красивые, чем летом.

https://i.ibb.co/C0Cm6yZ/IMG-0555-2.jpg

https://i.ibb.co/5LQztW0/IMG-0562-3.jpg

https://i.ibb.co/h1Bp3CW/IMG-0564-2.jpg

Сегодняшняя местная администрация весьма удачно построила железнодорожную станцию: единственная дорога от станции ведет от одной архитектурной достопримечательности к другой, и первое, что мы видим, это площадь с древнейшими в городе воротами римского периода. Порта Консоларе - Консульсткие ворота датируются 1 в до н.э. Для нас, пешеходов, - маленькие арочки по краям, а большая центральная арка - для въезжающих в каретах. Понятно, что то, что справа и слева - нужные городу постройки более позднего периода, но ведь сами-то ворота стоят здесь 20 веков!

https://i.ibb.co/PjnH1Pd/IMG-0556-2.jpg

Самое древнее - это ворота с тремя арочками. В информации при воротах написано, что верхняя часть пристроена в 16 веке, специально для того, чтобы украсить ворота тремя римскими статуями, найденными при раскопках в огородах местных жителей. На башне с часами растет оливковое дерево, которому 700 лет (так считают местные) и оно до сих пор плодоносит. А внизу очень забавное деревце, растущее из шара. Конечно же, мы побежали туда в первую очередь!

https://i.ibb.co/QvR0z1c/IMG-0561.jpg

https://i.ibb.co/zbWBgTW/IMG-0558.jpg

Надпись на итальянском ALBERO DELLA VITA. L'AMORE SALVA IL MONDO. Дерево жизни. Любовь спасет мир.

Нам повезло, эту скульптуру установили 2 года назад, в 2017. Автор - Andrea Roggi

Это так типично для современной Италии - вписать современное в старинное. Конечно, часто попадается и неудачная композиция, но в данном случае эта солнечная площадь прекрасно сочетала и римские скульптуры, и ренессансную башню с часами, и современную интерпретацию Вечной Любви.

0

18

Поднимаемся чуть выше, проходим мимо лавочек с добычей еще одной местной традиции - охотой на трюфелей, то есть, с трюфелями и всевозможными продуктами с трюфелями

https://i.ibb.co/Dfs1gsN/IMG-0565-2.jpg

И открываются нам зеленые дали

https://i.ibb.co/5k8pzvX/IMG-0568-2.jpg

https://i.ibb.co/4Km3M3p/IMG-0598-2.jpg

Выходим с дороги на широкую улицу. Вот он, шпиль. А церковь - непонятно где. Стена, вроде есть, а где вход? Так до сих пор и не могу понять, то ли это тоже уникальная церковь с неправильным входом со двора, то ли это из-за традиционного осеннего ремонта. И двор, и вход, и внутреннее пространство церкви было перегорожено-перерыто. На входе стоял мужик с сохой, продавал книжки по 15 евро. Когда мы сказали, что нам бы посмотреть, а не книжку, стал кричать некоего Луиджи или Маттео (имя уже не помню), который прибежал, глянул на нас и сказал: за просмотр - 3 евро с души! Ну, что делать? Все в ремонте, надо заплатить. Внутри оказалась типичная барочная церковь, к нашему разочарованию...

https://i.ibb.co/hdN8N34/IMG-0567.jpg

https://i.ibb.co/kBcMWD8/Spello-cerkov-3.jpg

Все-таки сила влияния Папы Римского Сикста Четвертого была велика. Борясь с греко-католиками византийского толка, то бишь с православием, он не только боролся, но и думал о том, чтобы завлечь молящихся в храмы. Это ему мы обязаны тем, что практически все ренессансные, и готические, и романские итальянские церкви внутри имеют барочное убранство. Он установил канон. Так что если бы наш князь Владимир выбирал бы веру не в конце 10 века, а в конце века 15, то еще неизвестно, что ему больше понравилось бы. Но история вспять не идет, да и Константинополь пал в 1493...

Тем не менее, войдя в старинную Санта Мария Маджоре, построенную в веке 11 на развалинах римского храма, внутри мы увидели уже поднадоевшую барочную красоту. Мы даже к алтарю не пошли, хотя там было 2 иконы Перуджино. Мы побежали по узким мосткам по направлению стрелки. Капелла была закрыта листами, чтобы издалека не снимали. Внутри самой капеллы было больше знаков, запрещающих съемку, чем фигур на фресках Пинтуриккьо. Мы знали, куда мы бежим: в 2014 в Сиене мы уже плакали в библиотеке Пикколомини, расписанной Пинтуриккьо!

Капелла Бальони маленькая, буквально 5 шагов на 4, может, чуть больше, но эти загораживающие листы (щиты) мешают и оценить размер, и нормально посмотреть. Но впечатление от яркого синего цвета...Во времена Пинтуриккьо - это был сложный процесс дробления и перетирания иранского лазурита и превращение его в сочный ярко-синий пигмент. И сам камень был очень дорогой, только богатые заказчики могли себе его позволить. И тем не менее, этот синий плащ Марии влечет к себе и не отпускает. К сожалению, ни одно фото из сети не передает этот лазурный цвет.

https://i.ibb.co/Qfgpg49/gli-affreschi-del-pinturicchio.jpg

0

19

Фрески три. Слева - "Благовещение" Ну, здесь все понятно. Мария читает, священная книга на подставке. Ангел склонился как благородный рыцарь. Интерьеры, конечно, не древней Иудеи, современные арочки с редкой красоты барельефными орнаментами. Редко встречающийся в этой сцене изображение Бога-отца слева сверху. Интересно разглядывать жизнь итальянского города, который мы видим в арочном проходе. Странный дом Марии вообще-то, да? Но зато у нее на стене висит портрет - еще в три четверти - и это сам художник! Вот так он выглядел в 1500-1501 гг, когда работал над украшением этой капеллы.

https://i.ibb.co/hF5zYg1/010.jpg

В центре - "Поклонение волхвов". Невозможно отвести глаз от этой картинки. Мария в голубом -как перевернутый цветочек-колокольчик. Сложенные ручки - нежный взгляд глаза в глаза - на него, а глазки младенца Иисуса - на маму, и ручки тоже к маме — это три точки соединены между собой и вообще отдельно от всех остальных фигурок. Там, позади, и Иосиф, что-то говорящий пришедшим волхвам, и волхвы с их дарами, и ангелы, преклоненные возле младенца, — все это также далеко от матери, нежно смотрящей на ребенка, как и горожане, занятые собой и не догадывающиеся о произошедшем. Тщательно нарисованные огромные вол и бык в стойле, гораздо больше, будь они нарисованы с соблюдением перспективы. А самое умилительное — это традиционное изображение зада лошади с украшенным хвостом! Вот что это значит - так пока и не могла найти, хотя видела уже у очень многих художников ренессанса.

https://i.ibb.co/bsh1HCg/011.jpg

https://i.ibb.co/60kz9pV/Cappella-Baglioni-Spello-3.jpg

Справа - менее известный сюжет - "Диспут в Храме"
Это из Евангелия от Луки 2:41-51
После возвращения из Египта Святое семейство жило в Назарете. Когда отроку Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. На обратном пути Мария и Иосиф вдруг обнаружили, что Иисуса с ними нет. В поисках они поспешили возвратиться в Иерусалим, где и нашли Иисуса, ведущего ученую беседу с иудейскими книжниками (раввинами) в Храме.

https://i.ibb.co/PZvWkYR/012-12.jpg

Мария с Иосифом - справа.
А слева мужчина в черном - заказчик этой капеллы Троило Бальони, почетный прелат, представитель знаменитого клана правителей Перуджи с 14 века.

0

20

Капелла маленькая, дело к обеду, приезжает все больше и больше посетителей, которые тоже хотят постоять одни. Медленно выходим. Уже не хочется куда-то бежать, что-то искать.

Просто медленно побрели вдоль улицы Кавур , не зашли в маленькую местную Пинакотеку - не хотелось переключаться с Пинтуриккьо на что-то другое, и вышли на главную площадь Спелло - пьяцца делла Репубблика, где присели попить кофейку возле Palazzo Comunale 13 века (1270), где теперь хранятся архивы, которое тоже имеет отношение к семье Бальони - они его почти перестроили: увеличили и модернизировали.

https://i.ibb.co/dPxFnkF/IMG-0584.jpg

https://i.ibb.co/4msL7WD/IMG-0585-2.jpg

https://i.ibb.co/k0jGYqk/IMG-0576-2.jpg

https://i.ibb.co/mRPTcz0/IMG-0574-2.jpg

Посмотрели уютный дворик Palazzo Cruciani (ок. 1602 г) Теперь здесь городская администрация, но жили здесь раньше, конечно, же, богатые и уважаемые семьи.

https://i.ibb.co/bKyyVM5/IMG-0586-2.jpg

https://i.ibb.co/x6dfsQ8/IMG-0588.jpg

А вот палаццо, где жили сами Бальони, мы, по усталости, как-то пропустили. По городу можно гулять долго, заглядывая в кривые переулочки, спускаясь и поднимаясь.

https://i.ibb.co/FXM5yDT/IMG-0593.jpg

https://i.ibb.co/TqZC0yh/IMG-0594.jpg

Конечно же, кошатники не пропустят таких вот знаков...

https://i.ibb.co/vxV07BV/IMG-0601.jpg

Котиков в Спелло много, они толстенькие, сытенькие и непуганые...

https://i.ibb.co/r0c61k0/IMG-0597-2.jpg

https://i.ibb.co/pvD102C/IMG-0572-2.jpg

https://i.ibb.co/MZTTFKb/IMG-0571-2.jpg

https://i.ibb.co/ftPpXbg/IMG-0582.jpg

0


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Итальянские зарисовки. У - Умбрия. Перуджа. Ассизи. Спелло. Орвьето