Глава третья
Stato da Már или «откуда есть пошла земля» Венецианская
Наверное, пришла пора узнать о том, а как появился этот необычный город на островах в центре Европы. Как вообще появляются города? Это я знала. Древнерусские города строились по высоким берегам рек. Лес шел на строительство домов и крепости, лодок и кораблей, река служила транспортной артерией для торговли. Удачное торговое место – город растет. Удачно высоко для защиты от врагов – город снова растет…
А с Венецией-то как было?
Как начинает свою лекцию о Венеции профессор МГУ Сергей Карпов, только сумасшедшему могло придти в голову построить великолепные дворцы на болоте, на затопляемом месте, абсолютно неприспособленном для жизни.
Венецию сделала беда. Когда древнеримская империя начала разрушаться, она подверглась нашествию разноплеменных народов и первым ударом были вестготы в 402 году. Они заходили на Апеннинский полуостров как раз со стороны Вéнето, разрушая и разграбляя древние торговые города, и казалось, что им нет конца и края. И люди стали бежать: кто-то в Далмацию, кто-то на юг полуострова в сторону Рима, а кто-то – на близлежащие острова лагуны. Там не было ничего, но был покой, потому что у готов не было флота.
Вторая волна – гунны в 452 г. – была еще более страшная. Тогда из Иллирии, Падуи и других городов севера Италии снова побежали люди на острова. Тогдашняя Венеция напоминала болотистую местность, которую можно увидеть возле острова Торчелло. Гуннская конница не могла преодолеть по воде то расстояние, которое сегодня мы преодолеваем по мосту за 10 минут из Местре.
А что было у беженцев? Соль, которую здесь добывали, рыба в море и птица на мелководье в камышах. И маленькие участочки, где сажали капусту. Они выживали. И чтобы выжить, они создали общину. А еще они искали плечо, к которому можно было бы прислониться. И таким единственным плечом была Византия.
И к ней обратились венецианцы. Первые шаги для своего укрепления они сделали на торговле солью и рыбой, которые продавали всей приморской Италии, а также возили в Далмацию. Они создали небольшой флот. Но когда император Юстиниан решил вернуть Италию в свое лоно, ему понадобился даже этот небольшой флот венецианцев – он его получил. А в благодарность жители лагуны получили свои первые привилегии в беспошлинной торговле.
После наводнений и прочих неприятностей типа эпидемии малярии торговый и политический центр сместился на остров Риальто, потому что он был высоким и не затоплялся. Собственно, Риальто и означает Риво Альто – высокий берег. Сегодня это два района - Сан Поло и Сан Марко.
Там образовался рынок, там собирался арренго – народное собрание, когда все венецианцы собирались, чтобы выбрать своих руководителей. Но самых главных присылала или назначала Византия – ипату (консула) и с 8 века – дуки. Дуки – это был придворный византийский титул. И дуки стали дожами. Дож Орсо был первым, которого не назначала Византия: в 727 году его избрали венецианцы, поскольку тогда они НЕ поддержали иконоборчество, пошли против византийского императора Льва Третьего, который это проглотил ради спокойствия и стабильности державы в целом.
А в 828 году произошло еще одно маленькое событие, сыгравшее большую роль в превращении поселения на болоте в Светлейшую Венецию. Венецианские купцы, торговавшие с Александрией Египетской, выкрали оттуда мощи евангелиста и апостола Марка. Их привезли в Венецию и поместили в капеллу дожей, которая находилась на месте нынешнего собора. Мощи Святого Марка – это общехристианская святыня, и в Венецию начался пилигримаж, что еще больше способствовало укреплению города-государства – и как духовного центра.
«Отныне Венеция стала городом Св. Марка, его поминают в молитвах, а лев красуется на знамёнах и кораблях Венеции. Выбрав на роль покровителя одного из евангелистов, Венеция тем самым заявила свои притязания на то, чтобы считаться одним из главных центров христианского мира, сравнимым с Римом, и создавала для себя церковную автономию»