В Палермо очень легко ориентироваться: Палермо построили между двумя горами. Идешь так по улице - с одной стороны одна гора, с другой - другая. Возле одной горы аэропорт, возле другой, которая вечно в облаках - индустриальная часть города, куда ходить неинтересно и не надо. С третьей стороны - море, а с четвертой - длинная дорога, которая ведет в Монреале, деревушку на третьей горе возле Палермо, где построили в 12 веке самый красивый собор на Сицилии. Но сама история Палермо начинается за 2000 лет до начала строительства собора в Монреале...

Когда начинаешь читать историю любого итальянского города, то там повторяется почти одно и то же. Сначала этруски, потом римляне, потом лангобарды, потом венецианцы... То есть, я хочу сказать, что там все шло по "общеисторическому сценарию": языческие народы были побеждены другими язычниками, которые приняли христианство, и далее на этих христиан каждую пару веков нападали, пытались покорить другие христиане, а те, первые, несмотря ни на что, выживали и возрождались. И города у них у всех следовали либо моде, либо указаниям из Рима, но прослеживается четкое стилевое единство дворцов и церквей одного периода по всей Италии. Но только не в Палермо!

В Палермо приплывали те, кого никогда не было в континентальной Италии, и кто оставил где-то явственный, где-то - почти неуловимый ВОСТОЧНЫЙ КОЛОРИТ.
Узоры, орнаменты, детальки фасадного декора и силуэты соборов и капелл намекают на восточное родство. А начиналось это так. В 8 веке до нашей эры чудесную бухту между гор нашли финикийцы (1) и в 734 г. построили город.
Хорошее местоположение способствовало быстрому развитию торговли и коммерции, а создание порта – главной стоянки карфагенского флота привело к дальнейшему росту города. Да, но как мы помним, римский полководец Марк Порций Катон Старший терзал Сенат своим желанием -"Карфаген должен быть разрушен!" (ну, прям как Обамка в свое время твердил, что Асад должен уйти!) И желание Катона сбылось - в 227 г до н.э. Сицилия стала римской провинцией (2).
Но не долго музыка играла: уже через 7 веков в 535 г. н.э. Палермо захватили византийцы (3), но и они продержались недолго. В 827 году остров захватили сарацины (4) и сделали Палермо столицей. Построили 300 мечетей, но: ни евреи, ни христиане не преследовались. Арабы принесли с собой также новую технологию орошения земель, при них остров покрылся цитрусовыми рощами. Представляете переплетение культур и их влияние друг на друга?

Понятно, что римлянам это не нравилось, но силенок не было, центр Римской империи вообще переехал в Германию. Но кому-то умному пришла идея пригласить норманнов (5) Норманны оказались людьми умными и дальновидными. Они завоевывали Сицилию почти 300 лет, без спешки и разрушений, при этом позволили своим новым поданным сохранить свою самобытность. Даже норманнская архитектура свидетельствует о большой гибкости и приспособляемости, объединяя в себе нормандские, византийские, арабские и римские мотивы.
Примером этого может служить Кафедральный собор города- действительно, нечто умопомрачительное, огромное, эклектичное и... завораживающее.

Мое знакомство с Дуомо, собором Успения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Palermo или Cattedrale Metropolitana della Santa Vergine Maria Assunta) началось совершенно неожиданно. С утра я пошла смотреть рынок Балларо, который расхваливают все побывавшие там русскоговорящие туристы. Я пришла к выводу, что они никогда не видели хорошего рынка. Поскольку я родилась на юге, я видела буйство красок фруктов и овощей на прилавке, так что рынок как рынок. В брежневские времена астраханские Большие Исады были не хуже, разве что морских гадов не было.
Но там на рынке я обнаружила местечко, где дед жарил моих любимых кальмаров с моими любимыми баклажанами и продавал в бутерброде. И стоило это огромное бутербродище 2 евро, а ела я его часа два с перерывами. А потом приходила брать на обед и ужин. Так что иду я с рынка, ем бутерброд с кальмаром, вижу впереди народ изгаляется в разных позах, что-то снимает. Оборачиваюсь, и понимаю, что я тоже хочу!


Да, такое сразу не обнимешь и не снимешь. Может, только сверху или профессиональной камерой - вот чем объяснялись странные позы товарищей по несчастью, в ряды которых я немедленно влилась.
