Зелени мало, но встречаются вот такие деревца. Таким способом - кажется, в дедушкиной книге по садоводству это называлось штамбированием, - убивают сразу двух зайцев. Во-первых, такое дерево не закрывает дом, пропускает свет в окно, во-вторых, через неделю это все будет зеленым и пушистым, как обычное дерево.

Музей Франса Хальса открыт в бывшей мужской богадельне, где он часто бывал, выпивал и писал групповые портреты проживающих там дедушек лет 50. В нашей Эрмитажной коллекции два замечательных мужских портрета работы Хальса, про которые Клод Моне сказал, что он насчитал в каждом более ста оттенков черного! И именно Хальс вдохновил его попробовать новый стиль, известный нам как импрессионизм.
Вообще Хальс был удивительным человеком, что называется - широкой души. Он творил - как дышал, зарабатывал много, но никогда не имел денег: как только они появлялись в его карманах, так тут же исчезали и оседали в карманах друзей и приятелей, а еще больше - в таверне. Семеро его сыновей и дочь тоже стали живописцами, и вполне успешными в свое время.

А вот герб над порталом богадельни с модерновыми цифрами 1912 меня заинтриговал.

Оказывается, это год, когда сюда переехала художественная коллекция городского музея. До этого года она находилась в Ратуше. А сама богадельня была создана в 1609 году ровно на 60 человек. В богадельню старики "принимались со своим скарбом: кроватью, креслом, ночным горшком, тремя одеялами, шестью хорошими рубашками и шестью ночными колпаками. Двери богадельни запирались в восемь вечера летом и в семь зимой. Обитатели богадельни должны были регулярно просить милостыню; скульптуру человека, с кружкой для подаяния в руках, можно увидеть в вестибюле музея. Богадельня управлялась пятью регентами, картины с их изображением работы Франса Хальса выставлены в музее."
В 19 веке здесь был сиротский приют, а в 1912 арт-коллекцию, где было 10 работ Хальса, перевезли из Ратуши в здание богадельни, где художник был своим человеком. Вот так все и сошлось на Groot Heiligland 62, Haarlem
Музей Франса Хальса — это не просто картинная галерея, но еще и музей голландского быта 17 века. Там, где это было возможно, восстановлены или сохранены оригинальные интерьеры, где-то полностью, где-то частично. И, как многие европейские музеи, там есть комнаты интерактивного погружения для детей. Здесь, например, после прогулки по музею, дети рисуют и лепят то, что больше всего понравилось и запомнилось. А напротив - настоящий камин и шкафы-поставцы для стеклянной или фарфоровой посуды 17 века...


Эта большая темная зала - бывшая трапезная богадельни. Большая картина слева, которую не видно - одна из последних работ Хальса, представляет групповой портрет пансионеров-мужчин. Справа - портрет женщин из подобного же заведения для престарелых горожанок. К сожалению, работ самого Хальса немного, больше работ его современников -жителей Харлема, но общее впечатление остается очень хорошее. Хотя цена в 16 евро кажется высоковатой для музея такого рода.

А это узнаете? Ян Брейгель мл. "Сатира на тюльпаноманию". Что это было? Это было всеобщее помешательство в Европе. Началось все, конечно же, во Франции, в конце 16 века. Туда тюльпаны приехали из Турции (Оттоманской империи, собственно), а в 1608 г. один мельник продал свою мельницу за луковицу, и не прогадал! И дальше понеслось... В 1620 гг центр торговли тюльпанами переехал в Нидерланды, а в 1630 г началось то, что теперь называется тюльпановой лихорадкой: одна луковица могла стоить 1000 гульденов. Известен также случай, когда тюльпан был продан за 5200 гульденов.
Почему картина в Харлеме? Так почвы между Лейденом и Харлемом оказались самыми благоприятными для экзотического цветка! И первые тюльпановые фермы появились под Харлемом.

А почему вместо людей обезьяны? В эпоху Возрождения обезьян считали сатирической символизацией человеческой жадности и глупости. Тема картины — тюльпаномания, которая разразилась в Нидерландах в 1630-х годах. Компания обезьян обедает под сводчатой пристройкой, «купец» в зелёном дублете только начинает новый бизнес, обезьяна, одетая в оранжево-жёлтое платье, вложила всё своё состояние в тюльпан, а обезьяна-бухгалтер взвешивает золотистые луковицы тюльпанов. Группа одетых в красное спекулянтов собирается на среднем плане, справа от неё бьются разочарованные покупатели (фехтование). На правом переднем плане обезьяну-спекулянта ведут к судье, а непосредственно перед ней другая обезьяна мочится на самый дорогой сорт тюльпана. Последняя сцена, очевидно, является иллюстрацией голландской пословицы об иллюзии достижения невозможного.
Еще одну причину, почему голландцы любили рисовать обезьян и мáстерски их изображали, я узнáю в Гааге. А пока - держим интригу:))
Мы с вами в богадельне, не забыли? Картина в одной из комнат - традиционный Харлемской натюрморт с селедкой и устрицами. Написан - как сфотографирован! Такая реалистичность!
В 17 веке в Нидерландах произошла не только буржуазная революция, но и революция индустриальная - в том числе, и в мире искусств. В каждом городе художники специализировались на чем-то определенном. Например, в Харлеме начали писать "завтраки", которые вскоре превратились в новый жанр - натюрморт. Да и среди этого жанра одни художники писали "моментом в море" (с) - черепа и песочные часы, другие - роскошные цветы, букеты и гирлянды, третьи - рыбные прилавки и т.п. Но Харлем писал исключительно серебряные кубки, бокалы с вином, тарелки с сырами и устрицами...
Ищем словарик символов и читаем, какую пословицу или мысль нарисовал автор. На заднем плане у нас жаровня, трубка, табакерка и бокал с вином. "Ох, ты и попал, мужик!" На среднем - раскрытые устрицы в раковинах, к ним приставлен бумажный пакетик с заморскими пряностями. Устрицы - афродизиак, символ похоти. Венера, богиня любви, вышла из раковины. "Ну, мужик, ты совсем пропал, грешник ты наш бедный!" А прямо перед нами - две селедки лежат крестом. И устрицы-то все-таки раскрыты... Селедка- рыба, символ Христа. Лежат крестиком - вспомни о церкви земной, раскайся. Раскрытые раковины - символ души, скоро отлетающей. "Быстротечна жизнь, особенно в грешных радостях. Раскайся, друг мой, и будет у тебя шанс на спасение души твоей!"

А на обои обратили внимание? Да-да, это именно оно, дерево! Тиснёная кожа, не дешевое удовольствие:)) Вспоминается сразу Петр Первый и его ватерклозет в Монплезире, обитый зеленой тиснёной кожей испанской работы, и понимаешь, откуда у него подобные привычки:))
В залах очень много цветочных композиций из тюльпанов и других луковичных растений. В настоящих интерьерах 17 века под травлеными под черное дерево резными балками, с подлинниками 17 века на стенах эти букеты выглядят центром экспозиции. Этот год не только год Рембрандта (1669 - год смерти, то есть 350 летие со дня его смерти отмечаем), но и год тематических цветочных выставок по всей стране под названием "Сила (могущество) цветов".
