Intermission. Джотто
Итак, почему же мы так замираем, видя работы Джотто, а точнее, Джотто ди Бондони?
Для большинства людей Джотто - первый художник в европейской живописи после античности именно потому, что он "вдохнул жизнь в полотна", что немедленно было замечено его современниками и зафиксировано первыми критиками и историками искусства Гиберти и Вазари. Через 10 лет после смерти Джотто другой художник- новеллист и философ Бокаччо написал, что Джотто вернул людям то искусство, которое было похоронено в течение многих веков.
До Джотто живопись была ремесленной поделкой, "механическим" искусством. Джотто неслучайно появился именно во Флоренции, важным центром торговли и коммерции в Европе, чтобы занять место первого художника. Он воплощал рациональность и эффективность работы купцов и банкиров Флоренции того времени. Но он никогда не ограничивал свою деятельность только Флоренцией. Он работал в базилике Сан Франческо в Ассизи, для папы в Ватикане, для знатных падуанских семей как Скровеньи, миланских сеньоров Висконти, для короля Неаполя. В те времена, когда каждый итальянский город был независимым культурным и художественным центром, Джотто рассекал региональные барьеры, ломал привычные вкусы и предпочтения заказчиков на всем полуострове.
Он родился примерно в 1265 и начал активно писать в 1290х. Во всяком случае, первые признаки его художественной революции отмечаются во фресках Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Там же он впервые применил не только новый подход к изображению персонажей, но и применил новую технику писания фресок. Обычно мастера покрывали штукатуркой все пространство, которое позволяли подмасти, которые собирались на всю ширину церкви, например. Джотто же стал штукатурить только тот участок, который он мог записать в течение рабочего дня. В результате фреска писалась только по мокрой штукатурке, что обеспечивало в дальнейшем хорошую сохранность (сцепление) красочных слоев и яркость красок.
Если его предшественники, даже такие как Чимабуэ, на плоской стене рисовал плоские композиции, а все кривые плоскости, полуколонны, пилястры, оконные пролеты расписывались орнаментальными узорами в виде лент, то Джотто стал писать фигуры трехмерными, "плотскими", а внутренний скульптурный декор стал использовать как детали своих композиций, т.е. если грубо, то окно вписывалось как окно, возле которого стоят персонажи, пилястра - деталь не только церкви, но и интерьера на фреске, а кривизна стены превращалась в кривизну изображаемого пространства, что предвосхищало открытие линейной перспективы...Он же был первым, кто стал использовать эффект тромплюё - trompe-l’oeil - обманку для глаз, создавая иллюзорные архитектурные элементы.
Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.
Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.
На одной из фресок Энрико Скровеньи приносит Капеллу Скровеньи в дар Мадонне
Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.
Когда мы вошли, я первым делом побежала смотреть Поцелуй Иуды.
Вот как описывает его искусствовед Паола Волкова в видеоцикле «Мост над бездной»:
«…Благородное, прекрасное лицо Христа: золотые густые волосы, светлое чело, спокойный взор, колонна шеи, серьезное, сосредоточенное лицо. Так Христа – как героя, как изумительно красивого человека – будет потом, 100 лет спустя, изображать итальянское Возрождение. Это очень важно: не измождённое, измученное страданием лицо, не истекающее кровью на кресте тело, не умученная плоть, а прекрасный мужчина, полный сил. И к нему приближает своё лицо какой-то просто чёрный кабан, черный поросёнок! Если лоб у Христа выпуклый, то у него вогнутый, как у неандертальца; маленькие глазки под нависшими лобными костями всматриваются в его глаза».
Христос – совершенен и прекрасен, Иуда – безобразен и толст, этого не может скрыть одежда. Плащ Иуды на этой фреске считается одним из больших живописных достижений Джотто. Во-первых, никто до него не изображал драпировки одежды столь правдоподобно описывающими контуры тела и передающими стремительность движения. Во-вторых, интереснейшим композиционным решением Джотто было написать плащ Иуды так, чтобы он почти полностью закрывал Христа, словно поглощая его.
Очень многое из того, что мы видим в джоттовском «Поцелуе Иуды», возникает в истории живописи впервые. В первый раз художник изображает то, что потом станут называть «поединок взглядов». В первый раз готовый иконописный канон, пришедший из византийской живописи, заменяет реалистическая сценка, полная драматизма и волнения. Впервые столь ярко неоднородной выглядит толпа. Апостол достал хлебный нож и в аффекте отсекает ухо стражнику. Священник на первом плане указывает пальцем: «Возьмите его!» Некто, развёрнутый спиной, тянет кого-то соседнего за одежды. Стражник рядом с Иудой в высоком чёрном шлеме в давке наступает на ногу стоящему рядом. А кто-то (вероятно, ангел) на дальнем плане уже трубит в рог, предвосхищая Христово Воскресение. Бородатые и безбородые, темно- и светловолосые, с индивидуально различающимися профилями, обутые и босые, в одежде разных цветов и форм – все они демонстрируют, насколько заинтересованным в живой реальности становится итальянское искусство с появлением Джотто.
Библейские фрески итальянца Джотто ди Бондоне настолько отличались от византийского (греческого) иконописного канона, что художник и теоретик искусства XIV – XV вв. Ченнино Ченнини остроумно заметил: «Джотто перевёл Библию с греческого на латынь».
От себя добавлю, что всегда думала, что византийский стиль удлиненных плоских изображений - это только "наше все", и именно поэтому иностранцы гоняются за русскими иконами. И только начав путешествовать по Италии, узнала о своем невежестве: приблизительно до границы 13-14 веков иконопись была византийского стиля во всех христианских странах.