My memories of trips

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Vacanze Romane 2019 или Караваджо в Риме


Vacanze Romane 2019 или Караваджо в Риме

Сообщений 1 страница 20 из 34

1

Никакие самые качественные картинки в интернете не могут передать впечатление, производимое реальной картиной или фреской. Помню свое полное смятение от Рембрандта в амстердамских и гаагском музеях - совершенно другого, чем тот, которого я считала совсем своим в Эрмитаже. Поэтому тема для следующей итальянской поездки родилась в конце июля 2019, но достаточно быстро воплотилась.

История этой поездки — это и история о том, как сходятся линии судьбы. Лет 10 назад я случайно купила книжечку в одном из музейных магазинчиков. Называлась она «Караваджо в Риме» и давала перечень адресов музеев и церквей, где находятся работы Караваджо в Риме, а также адреса тех палаццо, где он жил и бывал. Ну, конечно, не случайно я купила книжечку именно о Караваджо – это мой самый любимый итальянский художник. Но ехать в Рим…Как-то все предыдущие Римы мне не зашли, то ли дело, Флоренция или Лукка! А тут во время экскурсии в Эрмитаже, когда я пела про «Лютниста», туристка спросила, видела ли я другие работы мастера и что мне больше всего понравилось, я поняла: все три линии сходятся! Прибежав домой, я нашла эту книжечку, включила ноут и стала набивать: «ПРОГРАММА пребывания туристов в Риме. День 1…» Конечно же, следующим утром мои безумные глаза и пребывание «где-то там» было замечено, поэтому поехала я уже не одна, а с коллегой, которая тоже мечтала о Риме и любила Караваджо.

https://i.ibb.co/M1rpyDj/rybuf.jpg

https://i.ibb.co/DVLJ72s/318226-605768222782641-1184728-n.jpg

Итак, сезон почти закончен, и уже можно устроить себе маленькие каникулы. Логистика очень проста:

а\к «Россия» Пулково- Рим (Фьюмичино) -Пулково – 15 000 р.
Проезд от Фьюмичино до вокзала Термини на поезде Леонардо Экспресс - 14 евро
Проезд электричкой от ст. Viale Aurelia до аэропорта – около 8 евро

Добраться из\в Фьюмичино до вокзала Термини можно и автобусом за 5 евро, но у нас вечерний прилет, поэтому чем быстрее ты бросишь вещи в номере, тем больше времени останется на вечернюю прогулку и ужин. Например, в день вылета (самолет после обеда) у нас было раннее выселение, никаких планов и посещений, поэтому мы воспользовались электричкой, проходящей мимо нашей второй гостиницы недалеко от Ватикана, и ехали уже не как в Леонардо – минут 40, а больше часа и с пересадкой.

0

2

Итак, День 1

Мы остановились в паре минут от Термини, как раз между Термини и Санта Мария Маджоре, про которую так проникновенно пел Леонтьев. И каждое утро по пути к музею или церкви проходили мимо Дуомо. Эта сторона - закатная, алтарная, вечером она всегда нежно-розовая.

https://i.ibb.co/G5c4HLq/IMG-0035-2.jpg

А эта - освещена солнцем в первой половине дня и совсем непохоже, что это одна и та же церковь.

https://i.ibb.co/Wn8MbdD/IMG-0225-2.jpg

В самый наш первый день, когда по плану у нас были три церкви, мы не зашли в СММ, и, тем не менее, запутались в улочках, отходящих от этого громадного здания, пошли не той дорогой, но попали на замечательную улочку 4 рек, где сразу вспомнили Кватро канти в Палермо.

https://i.ibb.co/jfXWDDn/IMG-0040-2.jpg

https://i.ibb.co/fnM9tRR/IMG-0041.jpg

https://i.ibb.co/BNrmpPZ/IMG-0042-2.jpg

https://i.ibb.co/8YmwGzg/IMG-0043-2.jpg

А этот перекресток идет прямо …
..к палаццо Барберини! Куда мы намылились 6 октября, в день, когда Барберини и Корсини бесплатные. Решили следовать плану, поскольку все-равно было всего 7.30 местного времени, до открытия было еще 2 часа. Вот здесь и располагается Galleria Nazionale d"Arte Antica di Palazzo Barberini

https://i.ibb.co/kmq6yBz/IMG-0045-2.jpg

0

3

Буквально пара минуток вниз - и вот он, знаменитый Тритон Бернини.

https://i.ibb.co/09G17Yv/IMG-0048-2.jpg

Несколько минут вдоль по улице от Тритона - и мы на знаменитой Испанской лестнице.
Время - 8 утра, а карабинеры уже на посту. По новым правилам сидеть на Испанской лестнице теперь нельзя!

https://i.ibb.co/LpvKN3B/IMG-0055-2.jpg

https://i.ibb.co/jhxC0hn/IMG-0084.jpg

Решили пойти сначала по холму Пинчо и нашли смотровую площадку с видом на Ватикан.
Здание с квадригой на фасаде видно отовсюду. Это Витториано, прозванный "пишущей машинкой", который к тому же и строился дольше, чем Исаакий - целых 50 лет! Он стоит на площади Венеции, куда мы попадали всякий раз, откуда бы не возвращались))) Ну просто как заколдованный круг: все улицы в Риме ведут к пьяцца Венеция!

https://i.ibb.co/xJGRsBw/IMG-0062-2.jpg

Я все время думаю, а, может, именно эта галерея в центре и есть Лоджия Рафаэля? Еще один вид с холма Пинчо, но уже не с пл. Испании, а подальше.

https://i.ibb.co/c6SqRSL/IMG-0071-2.jpg

Блуждаем в поисках нашей церкви уже полчаса. Лестница уже вся полна туристов. По карте они где-то здесь совсем рядышком: и Сан Луиджи деи Франчези (Piazza di S. Luigi de' Francesi) – на улочке, параллельной площади Навона, и церковь Сан Агостино (Piazza di S. Agostino) – между Навоной и Испанской лестницей… Оказалось, нам повезло: оба фасада стояли в лесах. Поэтому фото фасадов из интернета.
Первым нашелся Св. Августин.

https://i.ibb.co/rpNrSSJ/image.jpg

Сан Агостино - раннеренессансная церковь 1483 г постройки. Википедия утверждает, что "возведена из мраморов, выломанных из Колизея". Ольгин Оранжевый гид подсказал, что там есть еще и Рафаэль с Гверчино. Но они как-то не впечатлили. А вот и Караваджо.

Вот она какая, Мадонна ди Лорето...

https://i.ibb.co/T89ndqC/IMG-0106.jpg

0

4

По местной легенде 13 века, однажды Мадонна с младенцем Иисусом бежала из Назарета во время некой войны, и на крылах ангела была перенесена в местечко Лорето, где к ней обратились пилигримы за помощью, признав в ней Матерь Божию.

Картина была заказана Караваджо богатой дамой, душеприказчицей маркиза Кавалетти в 1603 г. По мнению некоторых исследователей, пилигримы - это сам умерший маркиз и его мать. А в роли Мадонны - сама Лена, знаменитая римская проститутка, с которой Микельаджело Меризи связывали теплые отношения. Превращение продажной девки в Богоматерь, а достойнейших граждан - в пилигримов, ей поклоняющейся в ножки, да еще и изображенных грязными и босыми, естественно, вызвало скандальчик.
Это работа, которая и прославила Караваджо, но также и пометила его как художника, пренебрегающего приличиями и благопристойностью.

Капелла Чераси, как и большинство капелл, где находятся иконы "с именем" - освещаются за плату в 2 евро. Кидаешь монетку в автомат и минуты 3 сморишь на икону.

https://i.ibb.co/Nn5nM9m/IMG-0114-2.jpg

https://i.ibb.co/FW9X2xp/IMG-0113.jpg

Мадонна ди Лорето была самым первым увиденным нами римским Караваджо и самым ярким впечатлением... Работа 1603-1604 гг.

Вторая церковь нашего первого дня - церковь Св Людовика Французского. Тоже в лесах, поэтому фото из сети. Светлый мрамор между белесым и розовым. По сравнению со скромненькой Сан Агостино - Сан Луиджи выглядит торжественно, по-королевски.

https://i.ibb.co/1mHzDX5/image.jpg

Сан Луиджи деи Франчези, где целых три работы Караваджо. Не знаю почему, но мне больше всех понравилась "Призвание Апостола Матфея" Картинка почти бытовая: сидят себе одетые по ренессансной моде парни и старики, сначала кажется, что в карты режутся, а приглядишься - среди них Левий Матфей с бородой -налоги считает. А справа подходят Христос и Петр, одетые по моде иудейской 1500 летней давности...Свет из окна падает точно на Левия Матфея и указующий палец Христа. И действительно, такое впечатление, что все эти фигурки -трехмерные и сейчас вылетят из полотна прямо к нам...
Работа 1600 г

https://i.ibb.co/tcXs2TF/IMG-0142-2.jpg

Св. Матфей и Ангел (в центре)
Мученичество Св. Матфея 1602 г.

https://i.ibb.co/WsLN63B/IMG-0144-2.jpg

Сама капелла Контарелли очень элегантно оформлена мраморами, очень красива и сама церковь, построенная для французской диаспоры в Риме в 1589 г.
В 18 веке внутреннее убранство переделали по барочным канонам, и, в отличие от остальных церквей, Сан Луиджи очень хорошо освещена, яркая и нарядная.

https://i.ibb.co/6R1FyCF/IMG-0157-2.jpg

https://i.ibb.co/WF34Bs1/IMG-0148-2.jpg

Вот такой красавец-потолок. Орган, вероятно, тоже 18 века

https://i.ibb.co/hRk7BND/IMG-0149-2.jpg

https://i.ibb.co/ZHkx3ky/IMG-0151.jpg

0

5

Третья церковь - Санта Мария дель Популо на одноименной площади.

https://i.ibb.co/qkqQSs7/IMG-0091-2.jpg

https://i.ibb.co/GHQWpCg/IMG-0374.jpg

https://i.ibb.co/8PpgbHF/IMG-0375-2.jpg

Вот так выглядит Санта Мария дель Популо без реставрационных простыней. Здесь 3 полотна, посвященные Апостолу Павлу - два Преображения (1600 и 1604 г.г.) и Распятие на кресте. Но меня как-то не вдохновило.

https://i.ibb.co/ZzJky6J/image.jpg

Как говорит Ольгин Оранжевый гид, Рим - это город обелисков. Начинаем считать. Обелиск на Санта Мария дель Популо- раз! Из путеводителя:

Это самый первый обелиск, который римляне привезли из завоеванного Египта в 10 году до н.э. по распоряжению императора Августа. Возвышался он перед входом в Храм Солнца во времена фараона Рамзеса II в городе Гелиополь (Heliopolis) и относится к XIII веку до н.э. В Риме обелиск установили в центральной части Большого Цирка (Circo Massimo), которая была приподнятой и служила для украшения.
В 1589 году по решению папы Сикста V обелиск перенесен на площадь (Piazza del Popolo) и установлен архитектором Доменико Фонтана, а в 1823 году архитектор Джузеппе Валадье включил его в комплекс фонтанов, украшенных львами. Высота обелиска составляет 25 метров, а вместе с пьедесталом и крестом на вершине его высота достигает 36,50 метров.

Пьяцца Навона солнечным октябрьским утром. Фонтаны еще убирают и чистят.
А обелиск -фонтан в центре площади - это снова Бернини, его знаменитый фонтан Четырех рек.

https://i.ibb.co/nfwVcWZ/IMG-0123.jpg

https://i.ibb.co/V9Lhsg4/IMG-0125.jpg

На плошади Навона – обелиск номер два! Обелиск изготовлен в Египте по заказу императора Домициана, 1 в.н.э. Первоначально обелиск находился на вилле императора Домициана возле Альбано, а в 311 году император Максенций установил его в Цирке на Аппиевой дороге.
По велению папы Иннокентия X в 1651 году обелиск отыскали среди развалин Цирка Максенция на Аппиевой дороге. Он оказался расколот на четыре части, а его постамент не удалось найти целиком. Были найдены лишь некоторые фрагменты, которые Джованни Торлония (владелец земель, где находился обелиск) подарил их Луиджи ди Брера.

ЯздесьБылВася

https://i.ibb.co/YBjj70C/IMG-0134-2.jpg

0

6

Впечатленные стандартами красоты 16-18 веков, через несколько минут останавливаемся напротив Пантеона. А это уже памятник совсем далеким временам. Построен Императором Адрианом в 126 г. - то есть, перед нами шедевр древнеримской архитектуры. Самое интересное, что как только мы подошли к храму, начался дождь! Как порядочные люди, все устремились внутрь, а там... Храм-то древний, в центре купола- огромное отверстие - световое окно, через которое дождь заливал весь центр храма. Фото снято буквально за пару минут до дождя.

https://i.ibb.co/GvyTzdw/IMG-0160-2.jpg

PS Купол Пантеона - самый большой в мире неармированный купол! Диаметр - 43 метра
Рим - город обелисков. Обелиск № 3 - тоже из Египта, сделан во времена Рамзеса II в конце XIII века до н.э. доставлен по приказу Имп. Домициана в 1 в.н.э. В данный фонтан поставлен в 1711 г.

Пообедав весьма скромно, брели, разглядывая витрины, и вдруг вышли к еще одной нашей цели!

https://i.ibb.co/DGNb785/1024px-Roma-palazzodoriapamphili.jpg

Галерея Дория Памфилия (Via del Corso, 305 ) - частная галерея во дворце, где до сих пор живут потомки семьи Альдебрандини, чья представительница вышла замуж за одного из Дориев Памфилиев. А саму коллекцию живописи начал собирать Папа Римский Иннокентий Х, который был из этого рода и передал ее потом своему племяннику.
Проходишь в дальнюю арочку и попадаешь во внутренний дворик Галереи Дория Памфилия. Здесь же, справа, скромное окошечко кассы..

https://i.ibb.co/r5nRG5Z/IMG-0161-2.jpg

0

7

В галерее вначале проходишь 6 исторических комнат, только затем начинается собственно галерея. А там можно встретить очень забавные сценки...
Уставшие от красоты.

https://i.ibb.co/3CPT1Rw/IMG-0177-2.jpg

Я здесь был. Вася. По дороге к Веласкесу. И да, Св. Себастьян без стрел есть не только у нас:))

https://i.ibb.co/0Crzv9C/IMG-2092-2.jpg

https://i.ibb.co/wW1FGWh/IMG-0203-2.jpg

Узнаете? Да, это он, Иннокентий Х кисти Веласкеса. Вспышкой пользоваться нельзя, приходите в галерею лично, если хотите рассмотреть!

https://i.ibb.co/m87vT13/IMG-0185-2.jpg

Наша цель, вернее, одна из трех - Кающаяся Мария Магдалина. Работа 1595 г.

Караваджо остался в истории живописи не только как изобретатель кьяроскуро (контрастная теневая моделировка), но и как первый художник, совместивший в одном полотне два жанра - портрет и натюрморт. Наш Лютнист тоже написан в 1595, и там натюрморт уже не такой скромненький, как кусочек слева от Марии Магдалины - флакончик с ароматичеким маслом /афрозидиаками/// и брошенные в отчаянии или от ужаса жемчужные бусики, сережки и колечки, а огромная вазища с цветами, фрукты, ноты, скрипка и лютня, занимающие по площади больше половины картины! Так что можно и поспорить, кто или что главнее))) Но что еще интересно - у Магдалины такая же более светлая полоса под углом- граница тени и света.

https://i.ibb.co/ZhpZNnN/IMG-0193-2.jpg

Понятно, что такая трактовка раскаяния не нашла понимания. "Да это же просто девушка, которая сушит волосы!" Ну, да, может быть. Но во времена оные все предметы имели значение, и украшения слева - золото и жемчужины - на языке символов означали расставание с прошлым и ее новую недавно найденную любовь - любовь к Христу.

https://support.hermitagemuseum.org/ru/ … caravaggio

0

8

Отдых в пути во время бегства в Египет. 1596-1596

На переднем плане очаровательный Ангел с девичьими ножками: толстыми коленками, округлыми икрами и тонкими лодыжками, играет на скрипке по нотам, которые держит Иосиф. Как считают исследователи, Ангел вначале был(а) обнаженным, а потом задекорирован, чтобы не шокировать слишком чувствительных зрителей.

https://i.ibb.co/VTxKhWx/IMG-0198-2.jpg

Спящая с младенцем Христом Мария - та же модель, что позировала для Магдалины. Деревья, кусты и плоды вокруг - символизируют спасение и смерть. Не знаю, как истово верующие смотрели на эту картину, а я так сразу сконцентрировалась на ангеле, а остальные фигуры воспринимались просто как фон. Интересно, как все это смотрелось первоначально?

Иоанн Креститель. 1601-1602
Такая же работа есть и в Капитолийских музеях (Musei Capitolini) и по последним данным, эта работа - исключительно мастерски выполненная копия.

https://i.ibb.co/6ZTm5Lg/IMG-0197-2.jpg

Самая удобная из всех римских галерей - это Галерея Дория Памфилия. Здесь замечательное освещение, не нужно ломать глаза в поисках букаф, кто написал тот или иной шедевр. Всего здесь более 500 работ и оооочень красивые интерьеры. Две открытки в самом начале - это комнаты галереи.

https://i.ibb.co/PCvnmkX/IMG-0201-2.jpg

0

9

Итог 1 дня:

3 церкви - вход свободен, открыто с 8 утра до 12, вторую половину - у всех по-разному, надо уточнять

1 музей - Галерея Дория Памфилия. Входной билет - 13 евро, работает с 9 утра до 19 ч.

Спойлер. Объективно - самая интересная картинная галерея из посещенных

Пройдено ок. 20 км

0

10

День 2.

Галерея Боргезе (Piazzale Scipione Borghese, 5)
Вход только в определенное время, сессии по 2 часа начиная с 9 утра, заканчивая в 17 вечера. Стоимость билета 15 евро, покупать нужно только на официальном сайте

https://www.ticketone.it/city/roma-216/ … ese-17529/

Придти нужно минут за 15, чтобы сдать все вещи, включая дамские сумочки. Фото разрешено, без вспышки. Каждая двухчасовая сессия - около сотни человек, но половина проходит на верхний этаж, половина "уставших" осматривает сначала нижний этаж, так что толкотни, как в Ватикане или Эрмитаже -нет.

Галерея Боргезе. Арх. Бернини (кто-то еще сомневается???)

https://i.ibb.co/S7TXsht/IMG-8796.jpg

В Галерее Боргезе невозможно сконцентрироваться, что "для матери-родины более ценно". Помимо шедевров на стенах, невозможно оторвать глаз от внутреннего убранства самого дворца. Еще один кардинал - любитель искусства, по имени Боргезе, построил себе изумительной красоты виллу, где и разместил свою коллекцию живописи и скульптуры, собранную не всегда праведным путем. "Уникальность коллекции Боргезе в том, что потомки семьи Боргезе смогли сохранить ее практически полностью (за исключением проданного античного отдела Наполеону) и так, как ее задумал основатель. В начале XX века вилла-парк и музей-галерея стала государственной собственностью".

https://i.ibb.co/dkK9G0G/IMG-0240-2.jpg

https://i.ibb.co/ng2PPdN/IMG-0229-2.jpg

0

11

После посещения 6 римских галерей, мы выявили 3 самых популярных сюжета

1) Сусанна и старцы

https://i.ibb.co/nPHcxsr/IMG-0232-2.jpg

https://i.ibb.co/dfv4Y1r/IMG-0235-2.jpg

2) Амур и Психея. Самый кровожадный вариант. Больше нигде не видела Психею с ножом в руках

https://i.ibb.co/TbmN6zd/IMG-0238-2.jpg

3) Красотка Юдифь, не запачкав кровью роскошное платье, приносит голову Олоферна на блюде. Я только теперь поняла, почему головы показывали на блюдах... И почему большинство Юдифей именно в красных платьях

https://i.ibb.co/X2hHmZF/IMG-0242-2.jpg

А вот что я хотела посмотреть в натуре - Тициан "Любовь земная и небесная"

https://i.ibb.co/cN133Z8/IMG-0251-2.jpg

https://i.ibb.co/yBDWW7M/IMG-0256-2.jpg

0

12

С Рафаэлем нам повезло. "Положение Христа во гроб". Картина на исследовании перед реставрацией, поэтому стоит таким доступным образом и очень хорошо освещена. Поразительно яркие краски и море экспрессии всех персонажей. Еще одна бытовая сцена: уберите нимб и..

https://i.ibb.co/pQ8sFz1/IMG-0259-2.jpg

А вообще-то это картина не просто иллюстрация евангельского сюжета. Это иллюстрация трагической странички из жизни семейства Бальони, живших в Перудже. Мужчины большого семейства, дядья и племянники, передрались за власть и поубивали друг друга. Мать победителя Аталанта прокляла своего сына Грифонетто за истребление рода. А через несколько часов после проклятия матери другие Бальони смертельно ранят Грифонетто, и он умирает на руках у матери, которая, по легенде, воскликнула: "Пусть это будет последняя кровь, пролившаяся в Перудже!" Молодой Рафаэль запечатлел сына несчастной женщины в образе Христа, саму Мать - в образе Мадонны, а его жену - в образе Марии Магдалины. Вот так все не просто...

Рафаэль наш Санти. Дама с единорогом оказалась неожиданно такой "светленькой". Большинство исследователей считают, что мода на такую позу появилась после леонардовской Моны Лизы, и Рафаэль был одним из первых, кто попробовал "модифицировать" брюнетку:))

https://i.ibb.co/kM6f8J0/IMG-0265-2.jpg

Ну, и для комплекта, в соседнем зале очень хорошая копия "Леды" Леонардо. Оригинал до нас не дошел:(((

https://i.ibb.co/2cd564Y/IMG-0287-2.jpg

0

13

В Галерее Боргезе самое большое количество Караваджо - целых 6 работ. Но экспонируются они в разных залах - в соответствии с периодом написания и жанрами. И эти 6 работ замечательны тем, на на двух из них мы можем видеть автопортрет самого Мастера!

Ну, и вот и он. «Мадонна с младенцем и Св. Анной» - работа достаточно большого размера – почти 3х2 м – сразу бросается в глаза. И не случайно – эта картина была заказана Ватиканом для одной из капелл собора Св. Петра и за очень хорошие деньги. За 4 месяца – к апрелю 1606 г. Караваджо сдал заказ. Но… триумф папского художника был недолог: через неделю работу перенесли в небольшую церковь Св. Анны Палафреньери. А потом… Папа Павел V разрешил своему племяннику кардиналу Сципионе Боргезе приобрести картину за совсем небольшую сумму. Версий таких странных манипуляций много, но чаще всего упоминаются две. 1) Папа так и задумывал с самого начала – Боргезе обожал Караваджо и хотел иметь его работы 2) Помимо того, что Караваджо нарушил всевозможные каноны, перессорив католиков и лютеран, так он еще и ухитрился именно в это время совершить преступление и был приговорен к изгнанию из Рима!

https://i.ibb.co/JrKSyVM/IMG-0303-2.jpg

Что же здесь нарушено? А все! В роли Мадонны – та же самая Лена, известная всему мужскому населению Рима, что позировала для «Мадонны ди Лорето». Ее богатое платье подоткнуто у бедра как у простолюдинки, стирающей белье, а корсет так узок, что грудь чуть ли не вываливается оттуда!!! Младенец Христос необрезан, как положено по иудейским законам!!! А Св. Анна – какая-то невзрачная старуха!!!

А чем рассорил католиков и лютеран? Здесь уже нужно быть более образованным христианином. Мадонна и Христос топчут змею, символ греха и зла. Один Христос еще слаб, поэтому мать помогает ему. В католической традиции дева Мария - символ матери-церкви. А в лютеранской традиции (по крайнее мере в 1606 году) равенство девы и Христа неприемлемо, образ Христа, единолично борющегося с грехом, был более уместен. А свята Анна вообще смотрит на эту жуткую сцену борьбы со змеей полусонными равнодушными глазами, как будто она не бабушка, и вообще икона-то писалась для алтаря капеллы в честь Св. Анны! И это именно она должна была вызывать благоговейный чувства…

Как говорил настоятель монастыря в фильме «Остров»: «Опять ты, негодник, за свое взялся?»

Конечно же, самая непробиваемая стена почитателей у «Мальчика с корзиной фруктов». Рядом с огромной «Мадонной», «Мальчик» - совсем крохотулечка, просто полотно малых голландцев для кухни. Это совсем ранняя работа, написанная на 12 раньше – прибл. в 1593-94, когда Караваджо только-только приехал в Рим.

https://i.ibb.co/3WJqbTq/IMG-0308-2.jpg

А чем замечателен этот портрет смазливого парнишки? Это ПЕРВАЯ!!! картина на свете, где художник совершил революцию в изображении предмета: свет не просто освещает объект, как это было раньше, но свет

1) падает из определенной точки – из окна, которое мы не видим, которое явно слева от парня

2) свет освещает только те части лица и тела парня, а также фрукты, на которые падают солнечные лучи, а правая часть – явно в тени, и мы даже видим излюбленный в будущем прием Караваджо – изображение на стене этой границы освещенного и неосвещенного пространства: вверху, где голова – светлая стена, внизу- стена в тени.

И что здесь нового? А вот представьте, этой разницы до Караваджо почему-то никто не видел (или не принимал во внимание) И это подчеркивание источника света сразу делает фигуру продавца фруктов трехмерной, объемной, очень живой.

Ну, а поскольку итальянцы обожали читать картины, то здесь море символов для разгадок. Ну, например, каждый фрукт или овощ означает добродетель или порок, то есть характеризует портретируемого. А еще дарить корзинку с фруктами считалось жестом гостеприимства. А еще древнеримский бог Вертумний – покровитель садов и огородов – повелевал сменой времен года и изображался «с сезонными фруктами».

А напротив красавца с фруктами – страшненький скукоженный «Больной Вакх», сжимающий зеленую гроздь винограда. Тоже небольшая работа 1593 года.
Именно Роберто Лонги первым предположил, что это автопортрет Караваджо. Сначала это вызвало бурю споров, но сейчас уже никто из критиков и не пытается найти аргументы против.

https://i.ibb.co/jwN0jYS/image.jpg

Микеланджело рисовал себя, глядя в зеркало, ему 22 или 23 года, он только что переболел какой-то тяжелой болезнью.
Когда стоишь рядом – можно увидеть страшную тоску в глазах этого парня – портрет сделан «в натуральную величину», его можно представить своим собеседником. Ты не подсматриваешь за чужой жизнью в окно — это когда на картине все маленькие и далеко, или пытаешься отойти подальше, как перед огромными фресками. Нет, здесь вы рядышком и можете просто поговорить.

Хотя и здесь Караваджо не прост! Почему на первом плане черный виноград и светлые персики? В раннехристианской символике – это смерть и воскрешение Христа. Черный фрукт – он призывал свою смерть и умер. Светлый фрукт – символ воскрешения сына Божия. С другой стороны – Вакх, бог виноделия. И гроздь винограда в руке символизирует цикличность жизни. Виноград умирает – рождается вино. Версий и интерпретаций более десяти.

0

14

«Св. Иероним» - тоже небольшое полотно, метр на полтора. Издалека кажется, что на полотне два черепа. Когда подходишь поближе, понимаешь, что святой такой старый-старый, что его лысая голова уже напоминает реальный череп, положенный аккуратненько на другом конце стола для вдохновения – святой переводит Библию на латынь.

https://i.ibb.co/2k4J7Lc/image.jpg

Св. Иероним так увлечен процессом – ну просто как ребенок, и это так трогательно! Он что-то шепчет или проговаривает, сам с собой разговаривает… Я вспомнила, что я в такой же позе решала математику- для папы, который ходил и заглядывал, делаю ли я уроки. А я сидела спиной к двери, на коленях, как у Иеронима, у меня лежала Агата Кристи или Морис Дрюон, а на другом конце стола, ближе к папе-шпиону, лежала раскрытая тетрадка, где я, не глядя, что-то писала, как только слышала крадущиеся шаги. Мне теперь даже стыдно: я с таким же увлечением читала детективы, с каким Святой Иероним переводил Библию!

Худенькое тело святого прикрыто красно-бордовым плащом. Если следовать символике, это напоминает кардинальскую мантию. Полагают, что эта работа – подарок Караваджо кардиналу Боргезе в первые месяцы после приезда в Рим. Кардинал потом не раз помогал Караваджо выпутываться из передряг, куда Микеланджело постоянно попадал по причине своего несдержанного характера.

«Иоанна Крестителя» мы не увидели – вместо него висело объявление, что данная работа отправлена на такую-то выставку.

«Давид с головой Голиафа» меня как-то не вдохновил, я ожидала бóльшего. Хотя, конечно, Караваджо смелый товарищ, написать себя в виде отрубленной мертвой головы… Это работа атрибутируется 1609, ему здесь 37 лет, и жить ему осталось… Роберто Лонги считает, что работа была написана в Неаполе и отправлена в Рим -папе- как просьба о помиловании за убийство приятеля. Если это так, то тогда становятся понятны тайные мотивы и сюжета, и выражения лиц персонажей. Давид – победитель – это аллюзия самого Христа. Взгляд Давида совсем не свирепый, он смотрит с жалостью и прощением на поверженного великана - воплощение Зла.

https://i.ibb.co/Y74x52W/IMG-0302-2.jpg

0

15

Конечно же, гордость галереи - портрет Полины Боргезе Бонапарт в виде Венеры работы Антонио Кановы.

https://i.ibb.co/dBdMttQ/IMG-0322-2.jpg

https://i.ibb.co/XDBBjrq/IMG-0316.jpg

Одна из самых первых Лед - Леда и Лебедь 1 века н.э.

https://i.ibb.co/pxxgg4L/IMG-0319-2.jpg

И, конечно же, знаменитые потолки в стиле тромплюё. Разве можно догадаться, что все это - плоская фреска??? Шалуны путти как живые!

https://i.ibb.co/Sytmzbh/IMG-0324.jpg

https://i.ibb.co/d4LRCwD/IMG-0304-2.jpg

https://i.ibb.co/qg3L4XX/IMG-0312-2.jpg

0

16

Галерея оставляет прекрасное впечатление, мы поставили ее на второе место. Все неудобства, как билет на определенное время и разрешение на вход без личных вещей, можно легко пережить.

https://i.ibb.co/bHFWCF2/IMG-0311-2.jpg

https://i.ibb.co/gTrw90X/IMG-0296-2.jpg

https://i.ibb.co/rZ0XHrm/IMG-0299-2.jpg

Выйдя из Боргезе, прошли через октябрьский цветущий парк. Все цветет и пахнет совсем не по-осеннему.

https://i.ibb.co/zH7SXvF/IMG-2157.jpg

https://i.ibb.co/wzVkGJR/IMG-2143.jpg

0

17

Итог 2 дня:

Галерея Боргезе + парк (парк в отчете "Если у вас вечер в Риме")

Пройдено: ок 22 км

0

18

INTERMISSION
ПРО ЛЮТНИСТА

Roberto Longi, на мой взгляд, один из самых лучших исследователей и биографов Караваджо. Именно ему принадлежит открытие многих работ, которые спокойно лежали в запасниках известных музеев. Знаменитый "Вакх" из Уффици был обнаружен Роберто Лонги в депозитарии этого музея в 1916!!! А если бы он туда случайно не зашел, или зашел парой лет позже, когда мышки подъели бы часть полотна???

Так вот, Лонги собирал все письма и записки Караваджо, благодаря чему мы достаточно много знаем о нем самом и его мыслях. В одном из писем Караваджо к маркизу Джустиниани, одному из своих покровителей, парень честно и откровенно (а был он уж слишком откровенным и прямолинейным подчас) написал: "это наиболее удавшийся мне кусок живописи" О каком куске шла речь? Именно об Эрмитажном "Лютнисте"! Так что...

Сейчас известно три варианта "Лютниста": наш, в Метрополитен и в частной коллекции в Англии (Бадминтон-хаус). Наш был написан самым первым по заказу кардинала дель Монти, которого немножко смутил окончательный вид. Для покоев кардинала не слишком подходило. Поэтому первый вариант был куплен приятелем кардинала - маркизом Джустиниани. В 1808 году потомки маркиза обеднели и продали ее Александру Первому. С тех пор ОН У НАС!!!! Для кардинала была написан второй вариант - вместо слишком говорящих нот, цветов и фруктов (а в Италии того времени в каждой семье были альбомы с объяснением символов различных цветов и предметов, то есть все картины не просто смотрели, но и читали!) - кардинал получает полотно бóльшего размера и без всяких гниющих груш и смоковниц, не говоря уж о вазе - символе грешного тела. Вопрос попадания в Метрополитен не изучала. Английская версия - поменьше нашей, но абсолютная копия в деталях. Авторская ли? Считается, что да.

А в 2005 году, даже те, кто не очень интересовался нашим музыкантом, полюбили его после необычной выставки. Под звуки мадригала Жака Аркадельта "Вы знаете, как я люблю Вас", чья басовая партия изображена на картине, посетители могли ...вдохнуть все те ароматы, что изобразил Караваджо. Итальянка Лаура Тонатто изготовила нечто необыкновенное. Вот что было написано на сайте Эрмитажа:

Для того, чтобы дать возможность посетителям ощутить этот аромат, директор музея г-н Пиотровский впервые в истории Эрмитажа позволил провести около картины обонятельную инсталляцию. В зале, где находится "Лютнист", в течение двух недель можно снова вдохнуть ароматы цветов и фруктов, вдохновившие обонятельные ощущения Караваджо. Напротив картины установлена консоль из плексигласа с девятью цилиндрическими сосудами, содержащими гель с девятью ароматами: шесть цветочных (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник и дамасская роза) и три фруктовых (инжир, слива и груша). Десятое благоухание, помещенное в центр проекции "Лютниста" на плоскости стола, даст финальный аромат под названием Караваджо.

0

19

День 3

Палаццо Барберини (via delle Quattro Fontane, 13) + Палаццо Корсини (via della Lungara, 10)
Стоимость входного билета - 12 евро (оба дворца - один музей -Национальная Галерея старинного искусства) Время работы очень странное, Барберини - с четверга по воскресенье, например, так что смотрите инфо на сайте!!!

https://www.barberinicorsini.org/en/

Такие ворота поднимают настроение.

https://i.ibb.co/kx6KJQH/IMG-0399.jpg

Очень необычно видеть пальмы вместо просто деревьев.

https://i.ibb.co/VN0Hk0Y/IMG-0400.jpg

По утрам стражи обходят Палаццо Барберини, проверяя, все ли в порядке перед началом нового дня. Их, конечно, не сотня, как в Эрмитаже, но десяток наберется.

https://i.ibb.co/GPX3jx6/IMG-0406-2.jpg

https://i.ibb.co/hCJyJyC/IMG-0401-2.jpg

https://i.ibb.co/YXvqwDM/IMG-0407.jpg

Старший стражник не против, чтобы с ним сфотографироваться)))

https://i.ibb.co/BsbqkJV/IMG-0410-2.jpg

Мы, как всегда, пришли на час раньше, т.к. день был бесплатный. Удивительно, но впереди нас был один мужик, а ближе к открытию пришла большая семья латиноамериканцев. И все. Так что было тихо и спокойно, гуляли как в парке. Удивительно, у нас в Эрми в бесплатный день очередь на пару часов на вход :(((

https://i.ibb.co/hDRNpKN/IMG-0417.jpg

0

20

Вот это тот самый знаменитый потолок, с кошками, птичками, обезьянками и прочей живностью. Ходим, и понимаем, откуда ноги растут у всех наших вспарушенных потолков и тромплюё. Очень цвета понравились.

https://i.ibb.co/hM7PzJF/IMG-0418-2.jpg

Потолочные росписи бесподобны. Но... Сразу вспоминаю Banqueting House в Лондоне с росписями Рубенса: там специальные зеркальные столики на колесиках, чтобы ходить и рассматривать. А здесь нужно тренировать шею)))

https://i.ibb.co/BTm2V5p/IMG-0462-2.jpg

Да, это вам не темное средневековье! Ну, боги и богини, ну, да, мы верим. Так мы и современные жители Земли: вот вам сфера земная, как у Галилея описано!

https://i.ibb.co/tPwGg0W/IMG-0465.jpg

До Караваджо идти и идти, так что наслаждаемся остальной коллекцией. Снова одна из любимых в 15-16 веке тем: Юдифь с головой Олоферна. Наш Джорджоне по сравнению с ними -просто овечка невинная!

https://i.ibb.co/Sxr6Yg1/IMG-0435-2.jpg

Портрет графа, который был знаком с Караваджо.

https://i.ibb.co/n0VX732/IMG-0445-2.jpg

Ну, а это любимец всех женщин Англии - Генрих Восьмой.

https://i.ibb.co/RPcmc0R/IMG-0446-2.jpg

Это тоже современник Караваджо, сфотографировала, потому что очень поход на молодого Спартака Мишулина.

https://i.ibb.co/n8Drtsq/IMG-0447-2.jpg

Форнарина. Ну, как можно пройти мимо?

https://i.ibb.co/jJKLzQR/IMG-0448-2.jpg

0


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Vacanze Romane 2019 или Караваджо в Риме