В Галерее Боргезе самое большое количество Караваджо - целых 6 работ. Но экспонируются они в разных залах - в соответствии с периодом написания и жанрами. И эти 6 работ замечательны тем, на на двух из них мы можем видеть автопортрет самого Мастера!
Ну, и вот и он. «Мадонна с младенцем и Св. Анной» - работа достаточно большого размера – почти 3х2 м – сразу бросается в глаза. И не случайно – эта картина была заказана Ватиканом для одной из капелл собора Св. Петра и за очень хорошие деньги. За 4 месяца – к апрелю 1606 г. Караваджо сдал заказ. Но… триумф папского художника был недолог: через неделю работу перенесли в небольшую церковь Св. Анны Палафреньери. А потом… Папа Павел V разрешил своему племяннику кардиналу Сципионе Боргезе приобрести картину за совсем небольшую сумму. Версий таких странных манипуляций много, но чаще всего упоминаются две. 1) Папа так и задумывал с самого начала – Боргезе обожал Караваджо и хотел иметь его работы 2) Помимо того, что Караваджо нарушил всевозможные каноны, перессорив католиков и лютеран, так он еще и ухитрился именно в это время совершить преступление и был приговорен к изгнанию из Рима!
Что же здесь нарушено? А все! В роли Мадонны – та же самая Лена, известная всему мужскому населению Рима, что позировала для «Мадонны ди Лорето». Ее богатое платье подоткнуто у бедра как у простолюдинки, стирающей белье, а корсет так узок, что грудь чуть ли не вываливается оттуда!!! Младенец Христос необрезан, как положено по иудейским законам!!! А Св. Анна – какая-то невзрачная старуха!!!
А чем рассорил католиков и лютеран? Здесь уже нужно быть более образованным христианином. Мадонна и Христос топчут змею, символ греха и зла. Один Христос еще слаб, поэтому мать помогает ему. В католической традиции дева Мария - символ матери-церкви. А в лютеранской традиции (по крайнее мере в 1606 году) равенство девы и Христа неприемлемо, образ Христа, единолично борющегося с грехом, был более уместен. А свята Анна вообще смотрит на эту жуткую сцену борьбы со змеей полусонными равнодушными глазами, как будто она не бабушка, и вообще икона-то писалась для алтаря капеллы в честь Св. Анны! И это именно она должна была вызывать благоговейный чувства…
Как говорил настоятель монастыря в фильме «Остров»: «Опять ты, негодник, за свое взялся?»
Конечно же, самая непробиваемая стена почитателей у «Мальчика с корзиной фруктов». Рядом с огромной «Мадонной», «Мальчик» - совсем крохотулечка, просто полотно малых голландцев для кухни. Это совсем ранняя работа, написанная на 12 раньше – прибл. в 1593-94, когда Караваджо только-только приехал в Рим.
А чем замечателен этот портрет смазливого парнишки? Это ПЕРВАЯ!!! картина на свете, где художник совершил революцию в изображении предмета: свет не просто освещает объект, как это было раньше, но свет
1) падает из определенной точки – из окна, которое мы не видим, которое явно слева от парня
2) свет освещает только те части лица и тела парня, а также фрукты, на которые падают солнечные лучи, а правая часть – явно в тени, и мы даже видим излюбленный в будущем прием Караваджо – изображение на стене этой границы освещенного и неосвещенного пространства: вверху, где голова – светлая стена, внизу- стена в тени.
И что здесь нового? А вот представьте, этой разницы до Караваджо почему-то никто не видел (или не принимал во внимание) И это подчеркивание источника света сразу делает фигуру продавца фруктов трехмерной, объемной, очень живой.
Ну, а поскольку итальянцы обожали читать картины, то здесь море символов для разгадок. Ну, например, каждый фрукт или овощ означает добродетель или порок, то есть характеризует портретируемого. А еще дарить корзинку с фруктами считалось жестом гостеприимства. А еще древнеримский бог Вертумний – покровитель садов и огородов – повелевал сменой времен года и изображался «с сезонными фруктами».
А напротив красавца с фруктами – страшненький скукоженный «Больной Вакх», сжимающий зеленую гроздь винограда. Тоже небольшая работа 1593 года.
Именно Роберто Лонги первым предположил, что это автопортрет Караваджо. Сначала это вызвало бурю споров, но сейчас уже никто из критиков и не пытается найти аргументы против.
Микеланджело рисовал себя, глядя в зеркало, ему 22 или 23 года, он только что переболел какой-то тяжелой болезнью.
Когда стоишь рядом – можно увидеть страшную тоску в глазах этого парня – портрет сделан «в натуральную величину», его можно представить своим собеседником. Ты не подсматриваешь за чужой жизнью в окно — это когда на картине все маленькие и далеко, или пытаешься отойти подальше, как перед огромными фресками. Нет, здесь вы рядышком и можете просто поговорить.
Хотя и здесь Караваджо не прост! Почему на первом плане черный виноград и светлые персики? В раннехристианской символике – это смерть и воскрешение Христа. Черный фрукт – он призывал свою смерть и умер. Светлый фрукт – символ воскрешения сына Божия. С другой стороны – Вакх, бог виноделия. И гроздь винограда в руке символизирует цикличность жизни. Виноград умирает – рождается вино. Версий и интерпретаций более десяти.