Наша первая цель - Размышления Св. Франциска. 1606 г. Как и в случае Лютниста, имеющего парочку "авторских" копий, Св. Франциск был обнаружен еще в двух известных базиликах. И на протяжение 30 лет - с 1970 по 2000 - шли споры между историками и искусствоведами, пока реставраторы не доказали, что именно этот - авторская работа, а два других Франциска - копии последователей.
Самое интересное, что при рентгеновском исследовании был обнаружен маленький набросок фигуры Франциска с черепом в другом положении плюс несколько изменений, сделанных уже во время письма маслом. На других же картинах все ровно наоборот- никаких поправок, как это обычно и бывает при копировании - копируется "последняя, верхняя" версия автора.
Надо проверить, был ли здесь Александр Второй или Монигетти, а то можно представить, откуда ноги растут у нашего Лионского зала.
Это вам не Тициановская скромница! И не простушка Караваджо! Это настоящая Мария Магдалина!
Наша вторая цель оказалась совсем в другом конце дворца. Большинство Юдифей представлено с уже отрубленной головой. А у Караваджо она изображена в момент отсечения. Почему?
Большинство Юдифей одеты в ярко-красные или малиновые платья. Караваджо тоже повелся - нарисовал пурпурную занавеску над участниками драмы. Хотел быть оригинальным? И это тоже. Но есть одно предположение. В прежние "дотелевизионные "времена - чтобы видеть событие - нужно было быть его участником. Многие исследователи творчества Караваджо считают, что он присутствовал при казни заменитых убийц - Петронии и Беатриче Ченчи, которая состоялась 11 сентября 1599 г. в Риме - и в конце этого же года Караваджо "сдает" свою Юдифь заказчику - банкиру Оттавио Коста.
Когда мы просто рассматриваем факт - хрупкая женщина отрезала голову жестокому и сильному врагу - КАК она это смогла??? Ну, хотя бы, чисто физически? Она ведь не была пастушкой, которая привыкла резать головы овец и баранов на обед. У нее была служанка для подобных вещей. А здесь - сама...
В 1592 году в Венеции была напечатана Библия Вульгата- очередное издание того самого текста, который перевел Св. Иероним, которого мы видели в галерее Боргезе:))) Так вот, изображение Караваджо в мельчайших деталях повторяет описание этой сцены Ветхого Завета Вульгаты. Юдифь взяла голову Олоферна за волосы и стала молиться Господу, "обратив очи горе", и Господь дал ей силы убить врага.
Сцена на редкость театральна: глядя на нее, я вспоминаю застывших президентов и лидеров партий на выборах, когда они застывают с бюллетенями в руках для фото. Но тем не менее, смелость (или наглость?) Караваджо снова сыграла с ним злую шутку. Такая интерпретация соответствовала контр-реформаторской идеологии: божественная сила действует руками его творений, и это не Юдифь убила Олоферна, это сам Господь покончил со Злом ее руками, а именно со Злом-лютеранством!
Эта картина - еще одна находка Роберто Лонги, впервые она была показана современной публике в 1971 г.