My memories of trips

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Итальянские зарисовки: Л- Ломбардия. Сирмионе, Брешия, Бергамо, Милан


Итальянские зарисовки: Л- Ломбардия. Сирмионе, Брешия, Бергамо, Милан

Сообщений 41 страница 50 из 50

41

Галерея строилась на северной стороне площади 12 лет, с 1865 по 1877 гг. По генеральному плану такая же галерея должна была быть построена и на южной стороне, но... В том же 1877 трагически погибает архитектор, потом у Муниципалитета не было денег, а потом и кто-то другой захотел построить что-то свое на знаменитой площади:)) В результате туристы фотографируют собор, галерею, а неоклассическое Palazzo Reale de Milano, где сегодня Музей истории собора и Музей современного искусства, просто не замечают. Вот красивое фото галереи, которое мне попалось в сети - солнечный день, профессиональная камера.

https://i.ibb.co/TT0LGmV/2.jpg

Конечно же, сегодня галерея не только огромный торговый комплекс на 4 этажах, но и архитектурная достопримечательность. Если вы не покупатель известных мировых брэндов, то внутри можно ходить и разглядывать фрески, скульптуры, причудливую лепнина и мозаичный пол с гербами Милана, Турина, Рима и Флоренции. Если вы войдете внутрь, то там, где огромная толпа - там герб Турина. Какому-то идиоту - а, может, и не идиоту, а прогрессивно мыслящему мэнеджеру, - пришла идея для привлечения туристов объявить, что покрутившись, пардон, на яйцах быка, изображенного на гербе, нужно загадать самое неисполнимое желание. Остается только надеяться, что камень мозаичного пола не является замкóвым камнем:)))

https://i.ibb.co/y5CwSnp/IMG-8005.jpg

https://i.ibb.co/R3z1Qtt/IMG-8020.jpg

Если пройти галерею насквозь, то можно выйти на другую, не менее знаменитую площадь - Piazza della Scala, чтобы увидеть другой храм, оперный...

https://i.ibb.co/bsWgRW1/IMG-8004.jpg

https://i.ibb.co/8xyKqhp/IMG-7999.jpg

Конечно же мы были наивными, что день в день сможем купить билеты:(( Вернее, это был единственный раз, когда мы почувствовали, что билетики по такой цене мы себе позволить не можем:)) Но отрицательный опыт - это тоже опыт, поэтому интернет нам в помощь!

https://i.ibb.co/7tbzhX5/IMG-8001.jpg

Но как подсластить пилюлю разочарования? очень просто! Не повезло с оперой, зато повезло с выставкой! Буквально напротив Оперного театра в Палаццо Марино была выставка Рафаэля: из Будапешта приехала его знаменитая Мадонна Эстерхази...

https://i.ibb.co/fdtVP6y/IMG-8061.jpg

https://i.ibb.co/yV9fLxW/IMG-8062.jpg

0

42

Съемка внутри была запрещена, т.к. это временная выставка плюс работа не принадлежит Италии, поэтому фото из сети, что же мы посмотрели

https://i.ibb.co/hYZKzkB/image.jpg

Мне очень нравится, как итальянцы делают выставку одной картины или скульптуры. Все было организовано просто великолепно для меня, поскольку у меня есть испанский. Чуть похуже -для англоговорящих. А для всех остальных - просто облом.

В красивом затемненном зале дворца было три уголка: в одном - Рафаэль, в двух других - по мадонне местных ломбардских художников того же периода - для сравнения, поскольку Рафаэль сделал эту небольшую работу буквально перед своим отъездом из Флоренции - в Рим. Посчитал, что все, что можно взять от Флоренции, он взял и поехал покорять Рим. А как было дело в это время в Милане - можно посмотреть две замечательные работы ломбардцев. Возле каждой картины (очень небольших, а Рафаэль так вообще формата мадонны Конестабиле) стоят гидессы и орут на итальянском, просвещая экскурсантов. После просмотра можно зайти в зал и посмотреть 5 мин фильм о Рафаэле и его мадонне на итальянском с английскими субтитрами. После можно купить за 20 и 10 евро книжки о выставке

********************************************************************

Однако нам уже нужно было выдвигаться в сторону Санта Марии делле Грация, опоздавших на сеанс не пускают, и мы были предупреждены. Буквально в сотне метров от площади театра начиналась улочка Via Miravigli, через пару сотен метров плавно переходящая в Corso Magenta, и это корсо должно было и привести нас к цели. Но вот на Корсо Маджента нас и поджидала еще одна засада. Идем мы так себе расслабленно, целый час до сеанса не считая 15 минут, за которые мы должны объявить себя на кассе. И вдруг приятельница вспоминает свое ночное чтение Стива, что где-то здесь есть монастырь, в который он настоятельно рекомендует заглянуть. Оглядываемся, нет ничего похожего. Идем, внимательно разглядывая серые невзрачные домики. О, вон там колокола!

https://i.ibb.co/m9k24pk/IMG-8033.jpg

https://i.ibb.co/6rWcR3s/IMG-8036.jpg

Значит, это оно, дерево (c) - церковь монастыря Св. Маврикия - La chiesa di San Maurizio al Monastero Maggiore. Внешне, конечно, смотрится скромненько - легко пролететь мимо. И по стилю непонятно, что ждет внутри. Барочные волюты, ренессансные аркады, романская световая розетка... Заходим в богато украшенные лепниной ворота и видим надпись "Археологический музей" К тому же закрыт. Но в церковь есть дверка, безо всяких надписей. Рискнем, Григорий? Да заходим, Константин. В полутемном приделе еще какие-то двери. Проходим и слышим окрик на итальянском. Что -не знаю, но по тону что-то типа "Пошли вон, мерзавки, все закрыто!" Отвечаю по-испански, а нельзя ли двум паломницам осмотреть церковь? Слыхали, что здесь красиво...

И не успел мужик ответить, как из темноты появился второй: "О, сеньоры, вы говорите по-испански? Я учил испанский в школе, но у нас так мало туристов из Испании, что просто поговорить не с кем!" Короче, нам просто здорово повезло. В этой церкви экскурсии водят волонтеры местного туристического клуба, для посещения она открыта с 9.30 утра и до 17 вечера, но только в те дни, когда работает музей. И этот мужик пробежался с нами по церкви, с видимым удовольствием посвящая нас в тайны истории... Видимость была плохая, фотки получились не очень удачными, но зато на сайте музея есть виртуальные туры по двум залам церкви, которая в своем роде уникальна своей строгостью к насельницам: церковь Сан Маурицио была частью бывшего женского Бенедиктинского монастыря. Центральный неф разделен высокой стеной, не доходящей до потолка, которая делит зал на две неравных части. Та часть, куда заходят прихожане - побольше, и стена с этой стороны оформлена как алтарь. Помещение за алтарем - место для моления монахинь, которые не имели права видеть прихожан. Вот здесь молились монахини

https://i.ibb.co/3dWKgkb/image.jpg

Виртуальный тур https://download.comune.milano.it/turis ... lamonache/ или https://ivrpa.org/panorama/church-of-st … lan-italy/ Что откроется

А здесь - прихожане.

https://i.ibb.co/7RJvCm3/image.jpg

Обратите внимание на алтарную стену. В центре алтаря самая удивительная картина "Поклонение волхвов", которую я когда либо видела. Что было в голове у Антонио Кампи, писавшего ее в 1578 г? Почему на алтарной - алтарной, Карл! иконе главное пятно, которое привлекает к себе внимание - это пышный лошадиный зад?

https://i.ibb.co/tmY6SL2/IMG-8031.jpg

Фотка получилась темноватая, поэтому лучше посмотреть вот здесь, она в центре алтарной композиции. Все остальные фрески выполнены Бернардино Луини. Нижний ряд - святые. Справа и слева от центральной композиции с лошадиным крупом - по официальной версии портреты Ипполиты Сфорца и ее мужа Алессандро Бентивольо, важной фигура в миланской политике того времени, чья дочь Бьянка стала настоятельницей монастыря в 1522 году под именем сестры Алессандры. Их также окружают святые.

Виртуальный https://download.comune.milano.it/turis ... o/interno/  или https://ivrpa.org/panorama/church-of-st … lan-italy/

0

43

А история была вот такая. Первые сведения о женском монастыре в Милане на этом самом месте относятся к 8-9 векам. Сначала и церковь, и монастырь были посвящены Деве Марии. В документах 11 века уже встречается и второе имя - церковь Сан Маурицио, а во времена Папы Евгения Третьего с 1148 и церковь, и монастырь называются только по имени Св. Маврикия. К концу 15 века церковь естественным образом дряхлеет и требует ремонта, поэтому в 1503 году начинается большая перестройка. Отсюда и такое смешение стилей фасада: перестраивали, когда появлялись добрые люди с деньгами, в соответствии с модой:)) Где-то к 1510 году основной корпус церкви был готов к внутренней отделке, поэтому пригласили самого известного на тот момент в Ломбардии миланского мастера Бернардино Луини (1480-1532) с сыновьями и помощниками, среди которых были также известные художники как Больтраффио, братья Кампи, Винченцо Фоппа и Симоне Петерцано. Петерцано - тот самый художник, к которому приедет учиться подросток Караваджо... Самая первая фреска Бернардино Луини датируется 1512 годом, последние, которые писали его сыновья Аурелио и Джованни Пьетро - 1565-66 годами. Как считают историки, в одной этой церкви можно наблюдать развитие ломбардской живописи на протяжении почти всего века. И это правда: можно выбирать свой любимый стиль и своего любимого автора.

А еще наш волонтер рассказал, почему Джованни Пьетро Луини написал в зале монахинь фреску Тайной вечери, которая так напоминает фреску Леонардо.

https://i.ibb.co/bsQmv0q/image.jpg

Как известно, Леонардо считал себя в первую очередь изобретателем, химиком, а свои химические опыты по изобретению новых составов красок немедленно использовал в работе. И в Санта Марии делле Грации он тоже что-то там применил. И неудачно, потому что фреска лет через 10 после смерти Леонардо стала осыпаться. Когда Джованни Пьетро стал писать свою Тайную вечерю в церкви Сан Маурицио, состояние фрески Леонардо было в таком плачевном состоянии, что боялись, что скоро она исчезнет совсем. Там, где красящие слои сохранились, изменился их цвет - они стали бледными и еле заметными. И Луини-мл. считал своим долгом запечатлеть шедевр Леонардо для потомков так, как сумел. Так как полностью книжку про монастырь на итальянском я еще не одолела, а на сайте музея такой инфо не нашла, то утверждать, что было именно так, не могу, но история выглядит вполне правдоподобно. Ведь почти все художники, которые принимали участие в росписи церкви, были лично знакомы с да Винчи, который приехал в Милан в 1487 (а как считает Александр Бенуа, что возможно и раньше - в 1485) и "где вокруг его обаятельной личности скоро образовалась так называемая академия - большая семья учеников и фанатических поклонников"

Конечно же, эта семья учеников старались понять секреты Леонардо, и о каждом можно сказать, что они превзошли самое себя. Но Бенуа считает, что "копируя картины Леонардо, ломбардские ученики его вносили во все столько апатичной системы, столько равнодушия и столько усердия во внешнем повторении формул, что сама сущность этих формул менялась под их кистью до неузнаваемости" Но тем не менее, по всему миру во всех крупных музеях множество работ леонардесков - учеников, последователей, подражателей, которые были куплены на аукционах как работы самого Леонардо. Даже у нас в Эрмитаже есть полотна, приобретенные царской семьей на аукционах как полотна Леонардо, и много позже атрибутированные как работы Бернардино Луини и других членов этой дружеской академии...

Почему вспомнился А.Н. Бенуа? О, тут тоже своя история: Александр Бенуа (1870-1960), представитель знаменитой династии, после Октябрьской революции 1917 года работал в Комиссии по охране памятников искусства, был среди тех, кто побывал в Зимнем дворце сразу после штурма и описал это в своих воспоминаниях. В 1918 он был назначен заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, составил знаменитый Каталог 1919 года, который сегодня свидетельствует о жутких продажах ценностей в 20-30х гг... В 1926 г Бенуа не выдержал разграбления коллекции и своего бессилия, разочаровался во всем и эмигрировал во Францию. НО: помимо Парижа, как театральный художник много работал в Милане в Ла Скала!!! И, конечно же, он был в церкви Сан Маурицио, видел эти фрески и имел право написать о Бернардино: "Луини в лучшую свою пору, когда он ближе подошел к Леонардо (уже после смерти Леонардо - в работах 1520-х годов), производит часто впечатление, будто он ограничивается пользованием теми же натурщиками, которые позировали Винчи (очевидно, здесь перед нами простое подражание, ибо модели, служившие Леонардо в 1480-х и в 1490-х годах, были в 1520-х годах старцами); в то же время самая суть учения Леонардо оставалась ему недоступной. Нашему искушенному времени Луини дорог тем, что в нем так много наивного, детского, и, кроме того, его успеху в широких кругах способствует та черта его искусства, которую можно назвать "раз и навсегда принятой системой красоты". Однако наивность противоречит смыслу Ренессанса, а "красивость" Луини лишена жизни и вдобавок заимствована".

А меня эта наивность сразила наповал. Ну как можно остаться равнодушным, глядя на это простодушное личико Стефана, на этого пухлого, доверчивого ребенка? Человек сказал, что обвинение Иисуса Христа в намерении разрушить Храм было ложным, а его самого Синедрион обвинил в богохульстве и приговорил к побиванию камнями... И вот насколько человек верит, что может молиться и не обращать внимания на бегущих амбалов с каменюками в руках? Какие у них мощные ножищи!

https://i.ibb.co/WzwpRb0/IMG-8030.jpg

А вот эта сцена выдачи Иисуса стражникам Пилата? Вспоминаю "Поцелуй Иуды" Джотто и думаю, чьего влияния здесь больше - реализма Леонардо или прямолинейности (даже карикатурности) Джотто? Как ни считай, это заставляет остановиться и разглядывать выражения лиц, деталей одежды, додумывать возможные фразы, которые говорят персонажи.

https://i.ibb.co/93YrBqL/image.jpg

0

44

А вот более поздняя работа - "Мучение св. Екатерины" из Капеллы Безоцци. Ну, и где здесь наивность? Видимо, именно про этот поздний период Бенуа написал, что "приходится предполагать, что духовная его культура была довольно первобытной, если не просто убогой, но руки его были "воспитаны" согласно с новыми идеалами, и ремеслом он владел с не меньшим совершенством, нежели величайшие из современных ему художников-гениев." Здесь и традиционный для ренессанса пейзаж, который Бенуа характеризует так: "незатейливые композиции полны прелести, какой-то идиллической тишины, приятной ясности и свежести" или так "Он обладает ритмом пропорции, прекрасно знает перспективу"

https://i.ibb.co/d71n2wq/image.jpg

Конечно же, общеизвестно, что художники использовали в качестве моделей не только профессиональных натурщиков, но и писали своих жен, друзей и знакомых. По поводу образа Екатерины Александрийской из Капеллы Безоцци еще с 16 века ходило много слухов, а после того, как известный новеллист Маттео Банделло, написал веселую новеллу о любовных похождениях графини Шалан (Challant), не забыв упомянуть, что ее портрет можно увидеть там-то там-то. Наверное, это прибавило количество прихожан, потому что история графини Шалан, урожденной Бьянки Марии Гаспардоне - и шокирующая, и типичная одновременно, что даже вошла в историю криминалистики. Когда я ее прочитала, уже дома, конечно, то долго не могла определиться, жалко ли мне бедную девушку или нет. Да, первым феминисткам было непросто:((

История графини ди Шалан, урожденной Бьянки Марии Гаспардоне

Родилась девушка в около 1500 г. в семье богатого купца из Казале Монферрато. Девочка выросла красавицей, поэтому в 14 лет папочка выдал ее замуж за представителя знатного рода Висконти - Эрмеса Висконти, которому было под уже под 40, который был ревнив и грозен. Вскоре после свадьбы отец Бьянки умирает и оставляет единственную дочь единственной наследницей своих богатств. Девушка позаботилась о своей овдовевшей матушке - пообещала письменно выделить ей 300 скуди из отцовского наследства, вернуть в отчий дом приданое и 100 мер вина. Но обещаний своих не выполнила, так что судья Милана, где проживали супруги, вынужден был приказать арестовать имущество супругов и выдать причитающуюся долю матери Бьянки.

Семейный союз Бьянки и Эрмеса был бездетным, продлился всего 6 лет и закончился трагически: 22 октября 1519 года Висконти обвинили в заговоре и казнили в Замке Сфорца. Богатая красавица вдова 20 лет возвращается в Казале Монферрато, где ее немедленно начинают атаковать соискатели на руку и сердце. Среди них было два весьма знатных товарища - кузен маркиза Мантуанского Сигизмондо Гонзаго и 20-летний граф Ренато (Рене) Шалан. За женихами стояли еще более высокие родственники, которые хотели укрепить свои позиции в Милане родством невесты с семьей Висконти. В 1522 году состоялась тайная свадьба, Бьянка предпочла более молодого и красивого Рене, одарив его приданым в 25 тыс. золотых дукатов.

В 1523 году граф Шалан, уезжая воевать на стороне Франциска Первого в конфликте между французским королем и герцогом Миланским, оставил завещание, где передавал жене свой замок Шатильон. Вроде бы ничто не сигнализировало о разладе между супругами, но вскоре стало понятно, что назревает разрыв, по крайней мере, со стороны графини. Пока муж был вовлечен в политические интриги и военные действия, его жена решила навестить родственников в Павии. Некоторые исследователи полагают, что графиня расстроилась из-за поддержки мужем про-французской партии, что грозило принести войну в Милан, где она жила с первым мужем, в город, который она любила. И вот в Павии она начинает веселую жизнь, пользуясь своей красотой и богатством и меняя мужчин, как перчатки. Как писал Банделло, самый длительный роман продлился около года с Ардицино Вальперга, графом ди Мазино.

В декабре 1525 года Бьянка возвращается в Казале и 26 декабря пишет завещание, оставляя все состояние своей матери, а в случае ее отказа - родным братьям своего первого мужа Эрмеса Висконти, а после смерти пожелала быть с ним рядом погребенной.

В Казале Бьянка встречает Роберто Сансеверино графа Каяццо из Неаполя, бывшего на службе у императора Карла Пятого Габсбурга (короля Испании, а с 1519 - императора Священой Римской империи, владевшего Ломбардией), разрывает связь с ди Мазино и переезжает с новым любовником в Милан. Ди Мазино почувствовал себя оскорбленным и решает отомстить изменнице. Теперь внимание, это начало трагедии! Посещая различные публичные мероприятия, он постоянно называет бывшую любовницу женщиной с низкой социальной ответственностью, перечисляя имена ее бывших. Бьянка немедленно требует от графа Каяццо возмездия подлецу, порочащему ее честь - то бишь, убить его немедленно, чтоб заткнулся. Но Каяццо отказался. Тогда униженная Бьянка находит молодого испанца по фамилии Кардона, который тоже на службе у императора - помните, что тот рожден был испанским королем Карлосом Первым? - соблазняет его и требует возмездия подлецу ди Мазино, который становился все болтливее и злее в своих остротах. Молодой влюбленный испанец решает вступиться за честь своей дамы сердца, в октябре 1526 устраивает засаду в доме ди Мазино и убивает оскорбителя Ардицино и... его брата Карло, попавшегося также под руку. Уфф! "Счастливый" конец? Как бы не так!

Теперь Каяццо вдруг осознает, что Кардона не просто друг графини Бьянки, наливается гневом и доносит на Кардону, что тот убивец по наущению. Аресту подверглись четверо: графиня, Кардона и две служанки графини. Кто признался, что заказчик - графиня, служанки под пытками или любовник, которого по его знатности пытать было нельзя, достоверно неизвестно, потому что документы были утеряны. Графиня попыталась откупиться, предложив судье 15 тысяч золотом, не признавая вину. Но позже вдруг переменила свое решение и написала признание.

26 октября 1526 года Бьянка Мария Гаспардоне, графиня Шалан, 26 лет от роду, была обезглавлена в равелине Porta Giovia Замка Сфорца, там же, где и ее первый муж.

Вот такую историю миланцы вспоминают в Капелле Безоцци, глядя на фреску Бернардино Луини

А мне история Бьянки напомнила историю Мата Хари почему-то...Ведь за этот короткий период Милан переходил из рук в руки несколько раз. И в 1521, когда казнили первого мужа Бьянки, началась война между Императором Священной Римской империи Карлом Пятым (помним, что он еще и король Испании? то есть, помимо германцев, в его армии испанцы и союзники - Мантуя, Флоренция) и ломбардцами, войска Карла разбивают французов и занимают Милан. Вот и причина для заговора. Иностранный захват. Вот и внимание Бьянки к свите императора. Второй муж - француз, приходят сторонники, разговаривают. Опять о том же - как вернуть Ломбардию. Вот и интерес графа к простолюдинке - она ведь была замужем за Висконти, родственником правителей Милана. И согласие вдовы Висконти - есть возможность послушать, что говорят желающие ввергнуть в войну Милан французы. В 1523 году на стороне французов выступают неаполитанцы, которых лет 30 назад захватили испанцы, - и отсюда любовник-неаполитанец, которого через год она бросает, когда в битве при Павии французы (с неаполитанцами) потерпели поражение... Отсюда и завещание в декабре 1525 г - девушка-патриотка знала, на что шла... Возможно такое?

0

45

А в 2012 Эдуардо Россетти публикует в Ломбардском Историческом архиве новость, приведшую сообщество в шок: портрет красотки Бьянки Марии -вовсе не в капелле, а на самой алтарной стене! Луини-отец написал Бьянку Марию вместе с ее первым мужем из рода Висконти вот на этих фресках

https://i.ibb.co/Mgdw9dq/image.jpg

https://i.ibb.co/R7zVsrS/image.jpg

Так что Бьянка Мария изображена в шикарном белом платье рядом с монахиней, держащей белую лилию на головой простолюдинки с дурной репутацией, да еще и преступницы! И голубь белый, дух святой, рядышком кружит...Может, моя фантазия шла в верном направлении? И оба, и Эрмес Висконти, и его жена Бьянка Мария, оба боролись за независимость Милана доступными им способами? Хотя это может быть и простым совпадением: эти фрески писались как раз в год казни Бьянки Марии - 1526, а бедной девушке многие сочувствовали за слишком жестокое наказание в такие младые лета...

[Если кого-то заинтересует битва при Павии - вот очень интересная статья. Завлекалка - там впервые были применены мушкеты! https://topwar.ru/109941-kak-korol-fran ... pavii.html]

А женщины у Бернардино выходили реально красавицами, с необычными удлиненными полуприкрытыми глазами. Ну, вот, например, эта мадонна была куплена Эрмитажем как работа Леонардо

https://i.ibb.co/QNM4Vbp/image.jpg

А вот эту приобрели в мадридский Тиссен-Борнемиса

https://i.ibb.co/0VD1LcJ/2.jpg

Еще мне очень понравилась фреска "Снятие с креста". Вот никогда не скажешь, что это Испания или Нидерланды. Только Италия. Просто завораживает своей суетливостью (экспрессивностью!), наивностью (простотой исполнения замысла) и цветовой радостью будущего воскресения несмотря на трагичность настоящего момента. Церковь была полностью отреставрирована и открыта в 2006 году, но итальянская школа реставрации в настоящий момент только очищает поверхности от чужих записей и консервирует. Поэтому все такое бледненькое, каким и дошло до нас, по сравнению с маслом, например

https://i.ibb.co/4Sr43Qh/image.jpg

Очень похоже на "Снятие с креста" Филиппино Липпи из Музея академии художеств во Флоренции. (Но про Липпи - когда дойдем до Флоренции:)))

https://i.ibb.co/ZMpWJsd/3.jpg

А вот сыновья Бернардино писали совсем по-другому. Было их у него четверо, но пока нигде не попалось инфо, что случилось с остальными двумя. Старший, Джованни Пьетро (Milano 1519-1584), похоронил отца в 13 лет. То есть, первоначальные навыки ему давал отец, но многого, конечно, дать не мог. У каждого живописца в мастерской было целое производство: сначала ученики учились растирать камни для пигментов, потом - правильно смешивать льняное масло с белилами, потом - правильно добавлять пигменты...Парнишки 10-12 лет еще учились, как правильно грунтовать холсты. Ну, а писать фигуры по штукатурке - до этого еще далеко...
А самый младший, Аурелио (Milano, 1530 –1593), вообще отца не помнил. Поэтому оба писали совсем в другом стиле - Bella manera, маньеризм, как принято называть у нас.
Вот как Джованни Пьетро пишет встречу Христа с Пилатом, сцену допроса

https://i.ibb.co/j8Yk8pG/image.jpg

Поза - прямо-таки балетная, ручки-ножки удлиненные. ручки сложены крестиком, будто приготовившись взлететь как крылья над головой... Автор "Жизнеописаний" Джорджо Вазари называл такую манеру изображения грациозностью, уравновешенностью и утончённостью в искусстве. Это еще не барочная театральность, но уже и не ренессанс... Кому как - а мне на сердце не упало. Как-то мне амбалы с толстыми ногами и наивные толстячки его папы, не говоря уж о зрелых работах его папы, намного ближе. Вот еще одна фреска, сцена ареста Христа

https://i.ibb.co/72fwFTH/image.jpg

Какие-то мужики все женственные, легкие-воздушные, на земле не стоят, над ней порхают. Ну, вот не мое - маньеризм...

Аурелио же после реставрации церкви стал звездой - в зале монахинь он писал сцены Ветхого Завета, в том числе Ноев ковчег. Как сказал наш восторженный проводник, школьники приходят посмотреть на одинокую собачку, которая открылась после снятия слоев 17-18 веков. Все зверюшки заходят парами, две собачки тоже идут на корабль и вдруг видят третью, одинокую...Жена одного из сыновей Ноя наклонилась к ней... Дети плачут, собачку жалко:((

https://i.ibb.co/QfbDFhJ/image.jpg

0

46

А вот попытка повторить повторить угасающую фреску Леонардо для сохранения потомкам меня умилила до слез, конечно...

https://i.ibb.co/k1vgV2p/image.jpg

Но вот почему братья как-то почти одновременно умерли? С разницей в год...Не могу найти инфо. Чума уже прошла, войны тоже никакой серьезной не было...

И чуть не забыла еще одну гордость миланцев! Орган в этой церкви - один из лучших в Европе. Он создан в 1554 г

https://i.ibb.co/VqJSPRr/image.jpg   https://i.ibb.co/K7HfXpF/image.jpg

45 минут в церкви пролетели незаметно! Мы ужаснулись, поблагодарили нашего доброго рассказчика, купили в благодарность книжку на итальянском (ибо других не было) и побежали к Леонардо...

************************************************************

Церковь, где Леонардо написал свою самую известную фреску "Тайная вечеря" - Санта Мария делле Грацие - тоже принадлежала монастырю, доминиканскому, и в трапезной, пристроенной к церкви, и находится эта фреска. Когда мы говорим "доминиканцы" - мы сразу вспоминаем Савонаролу, заставившего Боттичелли сжечь свои последние работы. Но доминиканцем был и Джордано Бруно, и Томазо Кампанелла, а если нырнуть поглубже, то и знаменитый художник Фра Беато Анжелико (знаменитые потолочные фрески капеллы Сан Брицио в церкви Успения Богородицы в Орвьето) например, и сам Св. Фома Аквинский... Так что принадлежность к самому суровому ордену "псов господних" (domini cani) - не означает, что в этот орден вступали лишь фанатики...

Если бежать, как мы, по Корсо Маджента, то сначала видишь заднюю стену базилики и барабан купола.

https://i.ibb.co/rf9w9QQ/IMG-8037.jpg

https://i.ibb.co/QcJpCs2/IMG-8038.jpg

Обегаем, ищем вход. Оказывается, он слева, вот в этой скромной розовой пристроечке к добротному телу монастырской церкви

https://i.ibb.co/NtnD3JC/IMG-8040.jpg

Оказалось, бежали зря: по какой-то причине наш сеанс задерживался, вход перенесли на 16.15. Можно рассмотреть церковь, вход бесплатный. А вот 15-минутный сеанс рассмотрения фрески - по билетам, которые нужно покупать чем раньше, тем лучше на сайте https://cenacolovinciano.vivaticket.it/index.php Сегодня 15-мин посещение стоит уже 15 евро, раньше было 12. Но нужно зарегистрироваться. Это официальный сайт. Если покупать у агрегаторов и других сайтов, нет гарантии, что не покупаешь у несуществующего туроператора. Сейчас есть билеты аж на следующую неделю, в доковидные времена надо было ловить билетики за 2-3 мес.

Вот нашла фотку, как все происходит. Кто-то нарушил правила и сфотографировал:))

https://i.ibb.co/VJXP3Zw/image.jpg

0

47

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

В историческом аспекте «тайная вечеря» Леонардо неоспоримо превосходит все произведения на эту тему, написанные с 14 по 20 вв., как в религиозном, так и в психологическом отношении.
Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария Делле Грацие в 1495 году по просьбе своего патрона Лодовико Сфорца.

Сюжет один из самых популярных, где главной сложностью считалась всегда проблема размещения тринадцати человек за прямым столом. У Леонардо эта проблема так блистательно решена, как будто ее и не существует. Второй проблемой считалось выделение Иуды – так, чтобы зритель сразу его узнал. С самого начала христианского искусства и до времени Леонардо эта проблема решалась так: Христос и 11 его учеников с одной стороны, а Иуда – с другой.

https://i.ibb.co/dWLmBCr/1.jpg  https://i.ibb.co/7QL1VMF/2.jpg
   

Леонардо долго подходил к своей «Тайной вечере», около 15 лет. На многих набросках к другим картинам можно увидеть группы беседующих людей, среди которых Христос. Когда он подходил к чистой стене трапезной, наверняка он сделал еще множество набросков, но до нас дошли только рисунки отдельных образов и всего два – всей композиции. Он много размышлял над тем, как передать в живописи человеческие эмоции. Его Иуда – вместе со всеми, в одном ряду, но именно эмоции и положение тела выделяют его.

Леонардо работал над фреской три года, так что приор монастыря пожаловался на его «лень». Но обвинять Леонардо в медлительности мог только человек, который ничего не смыслил в работе гения. Итальянский новеллист Маттео Банделло (тот самый, который запечатлел жизнь Бьянки Марии Висконти-Шалан -N), который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо за работой, описывал это так: «Он часто приходил в монастырь на рассвете…Торопливо взбирался на леса и прилежно трудился до тех пор, пока наступившие сумерки не заставляли его остановиться; при этом он совершенно не думал о еде – он был поглощен работой»

Традиционно интерпретация картины такова: Христос только что произнес слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное мгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами, являя тем самым свое душевное состояние…

ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ ФРЕСКИ

Как и предполагалось по замыслу, «Тайная вечеря» получилась такой, что ее не с чем было сравнивать. Леонардо работал не в технике афреско (живопись по сырой штукатурке красящими пигментами, не вступающими в реакцию с известью), а темперой (пигменты, растворенные в яичном желтке), используя все богатство цвета, которое она представляет. Ему предстояло рисовать на каменной стене, и он счел необходимым сначала покрыть ее специальным составом, который укрепит грунт и защитит картину от сырости. Он сделал состав из смолы и мастики – и этим положил начало одной из величайших трагедий в истории искусства.

Трапезная была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, строители заполнили внутреннее пространство удерживающим сырость щебнем, но кислоты и соли со временем стали проступать на извести и на старом кирпиче. К тому же монастырь стоял в низине. После ливней на полу трапезной подолгу стояла вода. Сырость и разъедающие выделения из стен неумолимо делали свою работу: краски стала отслаиваться. Джорджо Вазари писал в 1556 году: «Ничего не видно, кроме грязных пятен» (Теперь вспоминаем, что говорил гид-волонтер в Сан Маурицио, что Аурелио Луини плакал о потере работы Леонардо и по памяти написал «своего Леонардо», чтобы хоть что-то осталось от работы гения- N)

https://i.ibb.co/3sxdzpG/3.jpg

В 17 и 18 веках фреска Леонардо реставрировалась множество раз совершенно неквалифицированными художниками. Контуры основных фигур все же существовали. В 1901 году Габриэле Д’Аннунцио написал эпитафию картине – «Оду на смерть шедевра». «О, поэты, его больше нет!» - восклицал он.
Однако реставраторы взяли на вооружение все новейшие достижения науки и предприняли еще одну попытку борьбы с сыростью. Картина была законсервирована на 30 лет. Но именно тогда, когда появились первые результаты, Муссолини отправил главного реставратора в провинцию на целых 10 лет. А потом уже бомбардировки англо-американских ВВС в 1943 полностью разрушили все достижения реставраторов…

https://i.ibb.co/PxZ1VBv/4.jpg

Итальянское Министерство изящных искусств понимало, что терять уже было нечего, и Мауро Пелличиоли получил карт-бланш. С 1946 по 1954 он пытался вернуть фреску к жизни. Для начала Пелличиоли закрепил живописный слой на стене только что изобретенным шеллаком, совершенно чистым и без воска. Такого успеха многие специалисты в этой области просто не ожидали. Краски не только закрепились, но и обрели новую силу. Для сравнения слева от плеча Иуды был оставлен маленький необработанный квадратик, который намного бледнее обработанного шеллаком. Затем Пелличиоли очень осторожно снял слои позднейших записей, пока не дошел до того, что осталось от яично-темперной живописи Леонардо и до подготовленной им грунтовки. Когда Пелличиоли закончил работу в 1954, не оставалось ничего, что наука или искусство могли бы добавить к сделанному: картина, хотя и чудовищно поврежденная, была сохранена и приближена к оригиналу, насколько это вообще было возможно. То, что различимо теперь, как сквозь стекло, замутненное и покрытое патиной, имеет некоторое сходство с оригинальным творением Леонардо. Воздух спокоен и прохладен – и полон такого невообразимого одиночества, что каждый непроизвольно вспомнит здесь о друге или близком человеке, который уехал навсегда или умер. И каждый почувствует, что на его глазах выступают слезы…

Из книги Роберта Уолеса "Мир Леонардо", 1966

https://i.ibb.co/tKG5sGN/5.jpg

0

48

Автор замечательной книги о Леонардо умер в 1989, поэтому он не знал, чем закончится последняя реставрация, начавшаяся в 1978 и длившаяся 21 год. "Директор по художественному и историческому наследию в Милане приказал провести полную экспертизу работ Леонардо в 1976 году. Эта экспертиза включала тесты сонара и радара, образцы керна стены, инфракрасные камеры и рентгеновские лучи. Руководителем работ назначил Джозефину Брамбиллу Барсилон, известного и уважаемого реставратора.

https://i.ibb.co/2ckxV5T/6.jpg


Во время этой реставрации были предприняты шаги по тщательному удалению грязи и сажи, прежде чем начинать отменять предыдущие попытки реставрации. Бригада реставраторов удалила многочисленные слои шеллака, краски и масел, используя «растворитель, нанесенный крошечными промокашками японской бумаги». Слишком поврежденные или неузнаваемые области были залиты светлыми акварельными красками, чтобы не отвлечь внимание от пустых участков. Одним из главных открытий во время этой реставрации стало крошечное отверстие, которое обозначило точку схода Леонардо или точку перспективы. Эта реконструкция длилась до 28 мая 1999 г." Буря споров продолжается до сих пор, улучшили роспись или ухудшили, тем не менее, Уолес остается прав - "И каждый почувствует, что на его глазах выступают слезы…"

Бывшая трапезная была преобразована в герметичное помещение с контролируемым климатом, чтобы помочь противодействовать экологическим опасностям, которые могут привести к дальнейшему ухудшению состояния. Посетители теперь должны пройти через несколько камер фильтрации загрязнения и влажности, прежде чем войти в посмотреть картину, и им разрешено только ограниченное время, 15–20 минут


Мы вышли с непонятным чувством. И оглушенные, и разочарованные, и обиженные... Хотя обижаться на то, что ты живешь на 500 лет позже немножко глупо, нет?

Уже совсем стемнело, мы медленно шли по корсо Маджента и подумали одновременно: а пойти ли нам посмотреть собор ночью? У нас в городе итальянцы очень хорошо поработали с подсветкой мостов. Неужели у собора не будет подсветки? И оказались совершенно правы. К тому же за день поставили елку! Рождество приближается!

Вот так Дуомо выглядит ночью.

https://i.ibb.co/qgyX8Z0/IMG-8048.jpg

https://i.ibb.co/nnpBypn/IMG-8046.jpg

0

49

Перекусив в каком-то баре в галерее, побежали в гостиницу. Мы не обедали и не ужинали, провели целый день на ногах, да еще и на завтра было море планов. Но, как говорится "человек предполагает - бог располагает". Усталость предыдущего дня диктовала свое. Поэтому на следующее утро решили просто погулять до обеда для души.

Милан - совсем не средневековый город!

https://i.ibb.co/0s4KPrW/IMG-8049.jpg

https://i.ibb.co/L0y1YWr/IMG-8050-2.jpg

https://i.ibb.co/LQh1Kn5/IMG-8064.jpg

Вот какая-то улочка интересная... Пойдем-ка мы туда...

https://i.ibb.co/bNPMM7k/IMG-8058.jpg

https://i.ibb.co/zfWVdDw/IMG-8057.jpg

https://i.ibb.co/rQqTCjT/IMG-8054.jpg

Очень красивый зимний парк (начало декабря:)) И новый персонаж, который не встречался в других городах - граф Кавур, правая рука Сардинского короля во время Рисорджименто. Тем не менее, есть у него на совести темное пятно - уговорил Витторио Эммануэле отправить 18 тысяч солдат участвовать в Крымской войне на стороне Англии и Франции. Так что цветочков мы ему не положили.

https://i.ibb.co/sHdKxVb/IMG-8051.jpg

https://i.ibb.co/SBHPFDG/IMG-8053-2.jpg

От Кавура пошли направо и вышли уже к своему старинному знакомцу Джузеппе Гаррибальди

https://i.ibb.co/XX4tYXw/IMG-8066.jpg

https://i.ibb.co/VjmpBqT/IMG-8065-2.jpg

   
Ох ты, а что это за ним? О, да это Кастелло Сфорцеско, Замок Сфорца! Здесь находится часть коллекции Археологического музея, основная коллекция которого в монастыре Сан Маурицио. Здесь находится Картинная галерея, где хранится около 1000 рисунков Петерцано, учителя Караваджо, где в 2010 году было сделано неожиданное предположение, что часть из них - принадлежит молодому Караваджо! Также здесь музейная экспозиция, посвященная Воссоединению Италии

https://i.ibb.co/C50VtL0/IMG-8071-2.jpg

https://i.ibb.co/F7hJSCX/IMG-8069.jpg

   
Замок готовился к международной выставке Экспо-2015, так что фотографировать было сложновато

https://i.ibb.co/4j2ttjb/IMG-8067.jpg

https://i.ibb.co/nL7y14Q/IMG-8068.jpg

К сожалению, у нас времени только на внешний осмотр. Вот так Замок выглядит с высоты птичьего полета. Часовая Башня -башня Филарета главный вход. Ее высота - 70 м. А слева, где -то возле кирпичной квадратной башни было место казни, и это здесь казнили Эрмеса Висконти и его жену Бьянку Марию...

https://i.ibb.co/BP4KLcL/7.jpg

Когда знатная семья Висконти решила перебраться поближе к Милану, это место, где они начали строительство своего замка, было... пригородом! Таким маленьким был Милан в 14 веке...Но, как это часто случается, в семье стали рождаться только девочки, последняя из которых вышла замуж за военачальника Франческо Сфорца.

В сложный период внутренней борьбы за власть в Милане зять помог тестю и унаследовал все его богатства. Так что замок стал носить имя основателя новой династии - и нового правителя Милана герцога Сфорца. Внук Франческо, Лодовико по прозванию Моро (Мавр) пригласил самого Леонардо для украшения старого замка.

К сожалению, замок сегодня уже не аутентичен - и французы, и испанцы, и австрийцы, захватывавшие Милан в последующие века угробили все, что смогли. Здесь были казармы, госпиталь, столовые, военные склады... И все в изящных залах, расписанных величайшим художников для семьи богатых аристократов. Когда пришел Наполеон, то, как всегда, хорошо пограбил Милан. В 1799 году объединенные войска России, Англии и Австрии под предводительством Суворова подошли к стенам миланской крепости. Александр Васильевич Суворов смог выбить Наполеона из-за надежных стен, но ненадолго. Так что замку предстояло еще много страданий и перестроек. Во времена Рисорджименто замок был почти полностью разрушен жителями. Наверное, это имело значение сродни штурму Бастилии французами. И тем не менее, сегодня Кастелло Сфорцеско - это новодел.

Castello Sforzesco открыт для ежедневных посещений с 7:00 до 19:00 летом и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.
Попасть на территорию замка можно абсолютно бесплатно.

Музеи, расположенные внутри Сфорца открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Большие церковные праздники и понедельник – не рабочие дни.
Разовый билет в музей стоит 3 евро, а пропуск на сезон – 15 евро.

0

50

Рядом с замком разбит парк. На другой стороне вход в парк через арку Мира

https://i.ibb.co/txqhWPb/IMG-8074.jpg

https://i.ibb.co/9gFb5vV/IMG-8075.jpg

Обойдя вокруг замка, собираемся домой, в гостиницу

https://i.ibb.co/nL7zyJQ/IMG-8076.jpg

https://i.ibb.co/2cLbTRH/IMG-8077.jpg

Из гостиницы идем к Милано Чентрале, откуда идут автобусы в Мальпенсу. Там уже приготовились к встрече гостей Экспо-2015. Эта девушка в стиле художника Арчимбольдо. Пока, Милан!

До скорых встреч!

https://i.ibb.co/8cwVtmk/IMG-8080-2.jpg

https://i.ibb.co/PcV8NXt/IMG-8079.jpg

0


Вы здесь » My memories of trips » Италия » Итальянские зарисовки: Л- Ломбардия. Сирмионе, Брешия, Бергамо, Милан