А вот более поздняя работа - "Мучение св. Екатерины" из Капеллы Безоцци. Ну, и где здесь наивность? Видимо, именно про этот поздний период Бенуа написал, что "приходится предполагать, что духовная его культура была довольно первобытной, если не просто убогой, но руки его были "воспитаны" согласно с новыми идеалами, и ремеслом он владел с не меньшим совершенством, нежели величайшие из современных ему художников-гениев." Здесь и традиционный для ренессанса пейзаж, который Бенуа характеризует так: "незатейливые композиции полны прелести, какой-то идиллической тишины, приятной ясности и свежести" или так "Он обладает ритмом пропорции, прекрасно знает перспективу"
Конечно же, общеизвестно, что художники использовали в качестве моделей не только профессиональных натурщиков, но и писали своих жен, друзей и знакомых. По поводу образа Екатерины Александрийской из Капеллы Безоцци еще с 16 века ходило много слухов, а после того, как известный новеллист Маттео Банделло, написал веселую новеллу о любовных похождениях графини Шалан (Challant), не забыв упомянуть, что ее портрет можно увидеть там-то там-то. Наверное, это прибавило количество прихожан, потому что история графини Шалан, урожденной Бьянки Марии Гаспардоне - и шокирующая, и типичная одновременно, что даже вошла в историю криминалистики. Когда я ее прочитала, уже дома, конечно, то долго не могла определиться, жалко ли мне бедную девушку или нет. Да, первым феминисткам было непросто:((
История графини ди Шалан, урожденной Бьянки Марии Гаспардоне
Родилась девушка в около 1500 г. в семье богатого купца из Казале Монферрато. Девочка выросла красавицей, поэтому в 14 лет папочка выдал ее замуж за представителя знатного рода Висконти - Эрмеса Висконти, которому было под уже под 40, который был ревнив и грозен. Вскоре после свадьбы отец Бьянки умирает и оставляет единственную дочь единственной наследницей своих богатств. Девушка позаботилась о своей овдовевшей матушке - пообещала письменно выделить ей 300 скуди из отцовского наследства, вернуть в отчий дом приданое и 100 мер вина. Но обещаний своих не выполнила, так что судья Милана, где проживали супруги, вынужден был приказать арестовать имущество супругов и выдать причитающуюся долю матери Бьянки.
Семейный союз Бьянки и Эрмеса был бездетным, продлился всего 6 лет и закончился трагически: 22 октября 1519 года Висконти обвинили в заговоре и казнили в Замке Сфорца. Богатая красавица вдова 20 лет возвращается в Казале Монферрато, где ее немедленно начинают атаковать соискатели на руку и сердце. Среди них было два весьма знатных товарища - кузен маркиза Мантуанского Сигизмондо Гонзаго и 20-летний граф Ренато (Рене) Шалан. За женихами стояли еще более высокие родственники, которые хотели укрепить свои позиции в Милане родством невесты с семьей Висконти. В 1522 году состоялась тайная свадьба, Бьянка предпочла более молодого и красивого Рене, одарив его приданым в 25 тыс. золотых дукатов.
В 1523 году граф Шалан, уезжая воевать на стороне Франциска Первого в конфликте между французским королем и герцогом Миланским, оставил завещание, где передавал жене свой замок Шатильон. Вроде бы ничто не сигнализировало о разладе между супругами, но вскоре стало понятно, что назревает разрыв, по крайней мере, со стороны графини. Пока муж был вовлечен в политические интриги и военные действия, его жена решила навестить родственников в Павии. Некоторые исследователи полагают, что графиня расстроилась из-за поддержки мужем про-французской партии, что грозило принести войну в Милан, где она жила с первым мужем, в город, который она любила. И вот в Павии она начинает веселую жизнь, пользуясь своей красотой и богатством и меняя мужчин, как перчатки. Как писал Банделло, самый длительный роман продлился около года с Ардицино Вальперга, графом ди Мазино.
В декабре 1525 года Бьянка возвращается в Казале и 26 декабря пишет завещание, оставляя все состояние своей матери, а в случае ее отказа - родным братьям своего первого мужа Эрмеса Висконти, а после смерти пожелала быть с ним рядом погребенной.
В Казале Бьянка встречает Роберто Сансеверино графа Каяццо из Неаполя, бывшего на службе у императора Карла Пятого Габсбурга (короля Испании, а с 1519 - императора Священой Римской империи, владевшего Ломбардией), разрывает связь с ди Мазино и переезжает с новым любовником в Милан. Ди Мазино почувствовал себя оскорбленным и решает отомстить изменнице. Теперь внимание, это начало трагедии! Посещая различные публичные мероприятия, он постоянно называет бывшую любовницу женщиной с низкой социальной ответственностью, перечисляя имена ее бывших. Бьянка немедленно требует от графа Каяццо возмездия подлецу, порочащему ее честь - то бишь, убить его немедленно, чтоб заткнулся. Но Каяццо отказался. Тогда униженная Бьянка находит молодого испанца по фамилии Кардона, который тоже на службе у императора - помните, что тот рожден был испанским королем Карлосом Первым? - соблазняет его и требует возмездия подлецу ди Мазино, который становился все болтливее и злее в своих остротах. Молодой влюбленный испанец решает вступиться за честь своей дамы сердца, в октябре 1526 устраивает засаду в доме ди Мазино и убивает оскорбителя Ардицино и... его брата Карло, попавшегося также под руку. Уфф! "Счастливый" конец? Как бы не так!
Теперь Каяццо вдруг осознает, что Кардона не просто друг графини Бьянки, наливается гневом и доносит на Кардону, что тот убивец по наущению. Аресту подверглись четверо: графиня, Кардона и две служанки графини. Кто признался, что заказчик - графиня, служанки под пытками или любовник, которого по его знатности пытать было нельзя, достоверно неизвестно, потому что документы были утеряны. Графиня попыталась откупиться, предложив судье 15 тысяч золотом, не признавая вину. Но позже вдруг переменила свое решение и написала признание.
26 октября 1526 года Бьянка Мария Гаспардоне, графиня Шалан, 26 лет от роду, была обезглавлена в равелине Porta Giovia Замка Сфорца, там же, где и ее первый муж.
Вот такую историю миланцы вспоминают в Капелле Безоцци, глядя на фреску Бернардино Луини
А мне история Бьянки напомнила историю Мата Хари почему-то...Ведь за этот короткий период Милан переходил из рук в руки несколько раз. И в 1521, когда казнили первого мужа Бьянки, началась война между Императором Священной Римской империи Карлом Пятым (помним, что он еще и король Испании? то есть, помимо германцев, в его армии испанцы и союзники - Мантуя, Флоренция) и ломбардцами, войска Карла разбивают французов и занимают Милан. Вот и причина для заговора. Иностранный захват. Вот и внимание Бьянки к свите императора. Второй муж - француз, приходят сторонники, разговаривают. Опять о том же - как вернуть Ломбардию. Вот и интерес графа к простолюдинке - она ведь была замужем за Висконти, родственником правителей Милана. И согласие вдовы Висконти - есть возможность послушать, что говорят желающие ввергнуть в войну Милан французы. В 1523 году на стороне французов выступают неаполитанцы, которых лет 30 назад захватили испанцы, - и отсюда любовник-неаполитанец, которого через год она бросает, когда в битве при Павии французы (с неаполитанцами) потерпели поражение... Отсюда и завещание в декабре 1525 г - девушка-патриотка знала, на что шла... Возможно такое?